Чужими глазами

«Метро 2033: Чужими глазами» — дебютный роман российского писателя-фантаста Сергея Семёнова, написанный в рамках «Вселенной Метро 2033». Шестьдесят седьмая книга серии.       

Аннотация

В древнем городе, стоящем на месте слияния двух великих рек, разгорается пламя новой войны. Даже спустя двадцать лет после Судного дня люди по-прежнему мечтают о богатстве и власти, жаждут убивать и делят останки мертвого мира. Есть ли смысл верить в чудо, когда надежда почти умерла? Стоит ли искать, если знаешь почти наверняка, что в конце пути тебя ждут разочарование и боль? Способна ли отцовская любовь совершить невозможное и спасти сына, когда родной город смотрит на тебя чужими глазами? Глазами смерти…

Сюжет

Rad red.png
ВНИМАНИЕ! Осторожно, спойлеры!

Засада

Отряд москвичей отправлялся домой, после удачной атаки на Институт. Внезапно, на них напали мутанты и завязалась стрельба. Некто из пленных жителей Института успел вылезти из кузова «Урала» и убежать...

Встреча друзей

Сталкер Аркадий по прозвищу Аркан сидел на берегу озера и рыбачил. Поймав добычу, охотник, освежевав её и взяв трофей (печень, которая хорошо ценится в метро), пошёл к себе в бункер. У входа, он встречается со своим другом из метро — Техником и спрашивает его насчет судьбы сына, который служит в Московской общине. Не получив хороших новостей, Аркадий проводит друга в своё жилище, и они едят. Внезапно, у Аркана начинается приступ (уже не впервой) и он уходит на время в свою комнату. Вколов себе ампулу с обезболивающим, Аркан теряет сознание. Придя в себя, Аркадий возвращается к Технику и тот говорит, что у коменданта Московской есть задание для охотника. Собрав свои вещи, герои выдвинулись в сторону метрополитена.

Буревестник

Пройдя немного, герои вышли на дорожку слизи, оставленную никем иным, как Слизнем. Мутант, увидя их, начал преследование. Техник и Аркан, забежав в ближайшее здание, стали отсиживаться. Поняв, что Слизень их караулит у входа, Аркан нашёл удобную позицию и выстрелил червю в голову, тем самым убив его. Немного погодя, героев замечает стая воронов. Друзья, отбиваясь от птиц-мутантов, забегают в вестибюль станции «Буревестник». Увидя, что потрёпанная стая отстала от них, Аркан с Техником уж было обрадовались, но зря. Тут же, они увидели, что из глубин станции выходит нечто. Опасения Аркана и Техника оказались напрасными. Мутант не выходил за пределы платформы и друзья поспешили дальше, к жилой станции «Бурнаковская».

Столица и альянс

Прибыв на станцию и пройдя проверку документов, Аркадий с Техником садятся в дрезину-такси и, проехав Канавинскую, попадают на Московскую — столицу Общины. Аркадий, встретившись и переговорив с Андреем Ивановичем — начальником станции (который уже допрашивал пленных из Института), отправляется на время отдыха вместе с другими челноками в гости к Автозаводскому альянсу. Во время поездки, Аркадий спал. Ему снилось прошлое, когда двадцать лет назад, его отряд обнаружил выживших с Ленинской, но которые оказались врагами, а также нашли выживших на отрезанной от остального метро Горьковской. Проехав все станции альянса, Аркадий высаживается на конечном Парке культуры, где идёт к знакомому врачу за новой порцией лекарства. Но доктора на месте не оказалось, зато был его зять, который и дал Аркану лекарство. Аркадий ест вместе с челноками в местной столовой, помогает дотащить пьяного деда до дома, и устремляется обратно на Московскую.

В путь

Прибыв обратно и встретившись с командиром группы Денисом Богуславским по прозвищу Богус, Техником, Гришкой по прозвищу Айс и Егором Лукичевым, Аркадий вместе с ними спит в казарме железнодорожников, а проснувшись, все впятером выдвигаются на поверхность, к Институту. По пути, их атакуют шатуны — мутировавшие медведи. Убив нескольких, герои, пройдя Чкаловскую лестницу, попадают в Кремль. Там, они спускаются вниз, где в подземной пещере встречают того самого сбежавшего пленника из Института — Диану. Богус заключает её под стражу и вшестером, они продолжаю свой путь по лесу. Там на них нападают обезьяны-мутанты — ухваты. Внезапно, они видят человека, который спасает их от ухватов, приведя в своё убежище под Печёрским монастырём. Спасителем группы оказывается монах Александр.

Странности

Пока группа устраивает привал, Аркадий отходит исповедаться монаху. Тот, сказав, что путь Аркана ещё не окончен, уходит спать. Аркадий же просыпается от криков Богуса, который кликал монаха. Обыскав подземелья, герои находят монаха. Вернее, то, что от него осталось — останки. Похоронив Александра, герои спят дальше, но посменно. Вскоре, они просыпаются от криков Айса. Его, укушенного медведкой, держал Лукич. Пока Техник доставал лекарство, Айс умирает.

Институт

Группа почти добирается до Института, однако перед этим подвергается атаке волков, один из которых серьёзно задевает Лукича. Встретив патрулирующую окрестности группу, они таки доходят до захваченного Института. Лукича несут в лазарет, Диану же сажают в карцер к двум институтовцам: Алексею Владимировичу и Вячеславу Малюкову. Позже, их забирают и расстреливают. Богус, сказав, что давно считал Техника и Аркадия шпионами «заводчан», сажает и их в карцер. Позже, Богус приходит и говорит, что застрелит Диану, если Аркан не расскажет ему всё о планах альянса. И, почти досчитав до пяти, готовится выстрелить, но...

Побег

...в это время нападают институтские. Под звуки стрельбы, Аркадий выхватывает у Богуса пистолет и сажает его в карцер, закрыв дверь. Благодаря знаниям Дианы, Техник и Аркан выбираются из Института путём секретных лазов. В это время, охранник, оглушённый Техником, освобождает Богуса и они также совершают побег. Но выбирается только Богус. Он решает отомстить.

Новые друзья

Пройдя немного по поверхности, Аркан, Техник и Диана встречаются с двумя «стекольщиками» — Юричем и Кулём. Вместе, они идут домой, в убежище под Борским стекольным заводом. По пути, они делают привалы в паре зданий, а позже выходят на Ботанический сад, где являются свидетелями ядерного взрыва: аномалии, которую называют память-полем. Дойдя до реки, где у Юрича с Кулем должна быть лодка, герои поплыли по Волге. Вдруг они видят кого-то в воде, подбирающемуся к группе и решают скрыться от него на небольшом островке. Там Юрича кусает гадюка и герои в быстром темпе начинают грести в сторону причала. Там, встретившись со своими, все бегут в бункер. Пока Юрича отводят в лазарет, Куль отводит троицу к коменданту бункера — Радию Владимировичу. Тот благодарит их за спасение своего человека и выделяет им комнату. Позже, все идут в столовую. Аркадий немного погодя просит у Радия разрешение разведать местность, где возможно «убили» его сына. Комендант даёт добро и, выделив Аркану сопровождающих, указывает ему точное место.

Там, к Аркану внезапно приходит приступ и его еле удаётся откачать. Ему говорят, что Антона могли забрать селяне, что живут неподалёку. Аркан, Техник и Диана идут в Путьково — деревню, где живут селяне, проходя заброшенный ПГТ «Октябрьский», укрывшись там от орланов.

Воссоединение

Дойдя до Путьково, их встречают местные жители — люди-мутанты, которые приспособились к радиации и живут без химзы и противогазов. Их ведут к Вадиму Степановичу — старосте деревни. Тот, сказав, что ждал их, выделяет им проводника до расположенной неподалёку избушки.

Зайдя в неё, Аркан видит сына, который находится без сознания и старуху, которая оказывается выжившей матерью Дианы и Антона. Поблагодарив Аркана за то, что он заботился о Антоне, Елена (мать Дианы и Антона) рассказывает, почему она выжила и почему превратилась в костлявую старуху. В основном, это произошло из-за дерева и его лиан, которые растут у избушки и через которые можно следить за всеми в городе. Оказывается, Елена через лианы и следила за путешествием Аркана. Свои силы она отдавала на лечение больных жителей деревни, внука старосты и Антона. Аркан и Техник выходят из избушки, дав Елене побыть с детьми наедине.

Новое путешествие

Внезапно, в ногу Техника стреляет Богус, всё время следивший за ними и избивает Аркана. Денис успевает выстрелить в Аркадия, прежде чем его отталкивает Техник и бросает в заросли. Лианы, находящиеся там, убивают Богуславского. Умирающего Аркана доставляют к Елене, но к сожалению она ничем не смогла помочь охотнику. Вскоре, старушка умирает сама. Её и Аркадия жители хоронят на окраине деревни, а Антон, Диана и Техник, побыв в деревне неделю, вместе с челноками отправляются обратно к стекольщикам. В бункере, они видят, что все готовятся к переселению в Чебоксары, с которыми Радий Владимирович наладил связь. Но перед этим на толкаче отправляются разведчики, а именно: Антон, Диана, Техник, Юрич, Куль, Пал Саныч и Бредихин со своими людьми.

Прибыв на УАЗе в Октябрьский, где уже всё было готово к путешествию, они, поговорив о дальнейшим будущем, пошли отдыхать в ангар.

Эпилог

Спустя несколько месяцев, когда уже все «стекольщики» перебрались в Чебоксары, действие перемещается в Путьково. Там, в избушке, где когда-то жила спасительница деревни — Елена, находился Вадим Степанович с внуком Сашей, где ставили свечку за упокой Аркана и Елены.

Персонажи

Основные герои

Второстепенные герои

Прочие персонажи

Упоминаемые персонажи

  • Игорь Юрьевич Платыгин — начальник Московской в первые годы после Катастрофы. В дальнейшем — правая рука Андрея Беспалова;
  • Михаил — электрик на Московской;
  • Виктор — командир группы Аркадия в первые годы после Катастрофы;
  • Сеня — молодой боец из отряда Виктора;
  • Вадим — боец из отряда Виктора;
  • Павел — боец из отряда Виктора, спасший маленькую Диану от смерти;
  • Ильичёв — врач на Парке культуры, поставляющий Аркадию лекарства;
  • Виктория Молчанова — беременная жена Аркадия, погибшая во время Катастрофы.

Место действия

Основным местом действия романа является постъядерный Нижний Новгород и частично — Нижегородский метрополитен. Также описываются такие места, как город Бор (Борский стекольный завод), ПГТ «Октябрьский», село Путьково, бункер в Сормово, институты имени Седакова и Горшкова. Упоминаются Чебоксары.

Интересные факты

  • Вторая декабрьская обложка подряд, выполненная Яной Половцевой.
  • Название романа совпадает с одним из русских вариантов названия рассказа Стивена Кинга «I Am the Doorway».
  • Первый полноценный роман о последнем неописанном до этого российском метрополитене (Нижегородском).
  • Вячеслав Бакулин давно мечтал о нижегородском романе и даже придумал для него название «Горький город». В «Чужими глазами» такое название носит 6 глава первой части.
  • Единственная станция, не упомянутая в романе, — вымышленная Площадь Свободы, фигурировавшая в рассказе Ирины Барановой «Паровозик из Ромашкова».
  • В романе присутствует родной город автора и Ирины Барановой — Бор.
п • о • р «Чужими глазами»

Персонажи

Аркан  • Техник  • Богус  • Алексей Юрьевич  • Куль  • Диана  • Антон Молчанов  • Радий Владимирович  • Александр  • Андрей Беспалов  • Егор Лукичёв  • Айс  • Валера Бредихин  • Пал Саныч  • Елена  • Вадим Степанович  • Арсений  • Алексей Владимирович  • Вячеслав Малюков  • Лев Казарин  • Николай  • Юрий Олегович  • Тётя Вера  • Игорь Платыгин  • Михаил  • Виктор  • Сеня  • Вадим  • Павел  • Ильичёв  • Петрович  • Виктория Молчанова

Существа

Слизень  • Ворон  • Шатун  • Ухват  • Медведка  • Орлан  • Тритон  • Увалень  • Волк  • Буревестник
Локации Нижегородский метрополитен: Буревестник  • Бурнаковская  • Канавинская  • Столица  • Чкаловская  • Горьковская  • Ленинская  • Заречная  • Двигатель Революции  • Пролетарская  • Автозаводская  • Комсомольская  • Кировская  • Парк культуры  • Площадь Свободы (упоминается)

Нижегородская область: Нижний Новгород  • Канавинский мост • Ока • Волга • Сормово  • Теплообменник  • Бункер железнодорожников  • Бор (Борский стекольный завод)  • Чкаловская лестница  • Ботанический сад  • Нижегородский Кремль  • Печёрский монастырь  • Гидромаш  • Октябрьский  • Путьково

Чувашия: Чебоксары (упоминаются)

Организации Московская община  • Автозаводский альянс  • Институт  • Железнодорожники  • Стекольщики  • Селяне

Аномалии

Память поля
Сергей Семёнов • Яна Половцева  • Леонид Добкач • Илья Волков  • Вселенная Метро 2033 • АСТ • Мир романа «Метро 2033»
п • о • р «Вселенная Метро 2033»
Отдельные романы Путевые знаки • Выход силой • Мраморный рай • Война кротов • Безымянка • Британия • Слепящая пустота • Изнанка мира • Слепцы • Белый барс • Отступник • Код зверя • Гонка по кругу • Выборг • Чужими глазами • Грань человечности • Степной дракон • Перекрёстки судьбы • Логово • Ящик Пандоры • Бег по краю • Нити Ариадны • Стальной остров • Парад-алле • Зима милосердия • Кочевник • Город семи ветров • Сетунь • Аркаим • Защита Ковача • Клетка • Цена свободы • Крысиный король • Свидетели Чистилища • Achromatopsja
Тетралогии Конституция апокалипсиса (Право на силу • Право на жизнь • Право на месть • Без права на ошибку) • Атлантическая одиссея (Ледяной плен • Последний поход • Путь проклятых • Слепая тропа)
Трилогии Тени Пост-Петербурга (К свету • Во мрак • За горизонт) • Полуостров надежды (Север • Осада рая • Дочь небесного духа) • Голоса выжженных земель (Сёстры печали • Ниже ада • Обитель снов) • Под-Московье (Станция-призрак • Царство крыс • Кошки-мышки) • Герои нашего времени (Стоящий у двери • Ничей • Демон-хранитель) • Крым. Последняя надежда (Крым • Крым-2 • Крым-3) • Вотчина сказок (Мутант • Подземный Доктор • Хозяин города монстров) • Московские тайны (Хозяин Яузы • Обмануть судьбу • Спастись от себя) • Оккервиль (Третья сила • Площадь Мужества • Ладога) • Берилловый город (Изоляция • Нас больше нет • Призраки прошлого)
Трилогии 18+ Питер. Подземный блюз (Питер • Питер. Война • Питер. Битва близнецов) • Бессолнечная Италия (Корни небес • Крестовый поход детей • Конклав тьмы) • Муос. Тёмное будущее (Муос • Муос. Чистилище • Муос. Падение) • Дорога стали (Дорога стали и надежды • К далёкому синему морю • За ледяными облаками) • Дух свободы (Рождённые ползать • Летящий вдаль • Черноморье) • Новая Польша (Бездна • Wieża • Riese) • Эра безумия (На краю пропасти • Приют забытых душ • Смерть октановых богов) • Эмбрион (Эмбрион. Начало • Эмбрион. Поединок • Эмбрион. Слияние)
Дилогии Потаённые страхи (Муранча • Из глубин) • Одарённые (Санитары • Тёмная мишень) • Тайны следствия (Свидетель • Царица ночи) • Смоленский рай (Измеритель • Лешие не умирают) • На поверхности Москвы (Пасынки Третьего Рима • Джульетта без имени) • Хроники мёртвых (Обратный отсчёт • Воскрешая мёртвых) • Рабы не мы (Дворец для рабов • Уроборос) • Тайна третьей ветки (Красный вариант • Затерянный клан) • Пёс против зверья (Злой Пёс • Преданный Пёс) • Крыша мира. Посредник (Крыша мира • Крыша мира. Карфаген) • Реактор. Период полураспада (Реактор • Реактор-2) • О Единомыслящих (Район обетованный • Człowiek obiecany) • Париж (Rive Gauche • Rive Droite)
Франшизы Именем революции (Харам Бурум • Московские туннели (Тёмные туннели • В интересах революции • Непогребённые) ) • Рублёвка. Чего стоит Империя (Рублёвка • Рублёвка-2 • Рублёвка-3) • Высшая сила) • От края до края (Странник • Наследие предков • Край земли • Край земли-2) • Монстры апокалипсиса (Увидеть солнце • Голод • Пифия. Дрожь земли (Пифия • Пифия-2)) • Русские антологии (Последнее убежище • Сумрак в конце туннеля • Сказки Апокалипсиса • О чём молчат выжившие • Холодное пламя жизни • Они не те, кем кажутся) • Польские антологии (В свете костра • Шёпоты убиенных • Эхо умершего мира • В руинах) • Сталкерам тут не место (Переход. В один конец (Переход • Переход-2) • На пепелищах наших домов) • Громче грома (Спящий страж • Свора)