ФЭНДОМ

Четвёртый туннель (пол. Czwarty tunel) — первый рассказ Павла Наскрента, написанный в рамках «Вселенной Метро 2033». Десятый рассказ антологии «Шёпоты убиенных».

Сюжет

Брамин Джабраил Базиев делает гениальное открытие по стабилизации туннеля Морриса-Торна, но его убивают «красные» до того, как он сообщает Совету Полиса об открытии.

Записки попадают в руки «красного» физика Александра Попова, который по поручению генерала Чеслава Корбута работает над секретным проектом Красной Линии под условным названием «Четвёртый туннель». Он успешно завершает исследования, и коммунисты готовятся к испытанию на Партизанской, куда свозят огромное количество электрогенераторов.

Ремонтной бригаде товарища Ковпака велено прибыть с Фрунзенской на Партизанскую, чтобы участвовать в подготовке эксперимента. По дороге на Лубянку, где они должны забрать Зою Космодемьянскую, один из рулевых дрезины, старик Иван Крылов, рассказывает байку про то, как однажды люди стали свидетелями того, как поезд за Партизанской проезжал мимо сражения времён Гражданской войны. На Измайловской в вагон даже вбежал конь без всадника. Старику никто не поверил.

Член бригады Володя Волков на станции решает пройтись вдоль проводов, и в какой-то момент его оглушают. Пока он был в отключке, на станции произошла диверсия, и Яша Серебрянский, его коллега, оказавшийся законспирированным майором-провокатором Павлом Морозовым, обвиняет Волкова и других членов бригады в сговоре с целью помешать проведению эксперимента. Всю бригаду отправляют на Кантемировскую как отряд сталкеров-смертников.

На радиоактивной станции они вытаскивают сердечник неразорвавшейся боеголовки «MaRV Mk. 500 Evader», после чего приставляют к стенке. Но расстрел внезапно прерывается прибытием дрезины, на которой осуждённые ремонтники с удивлением видят Зою. На самом деле её зовут Анна, и именно она подстроила диверсию. Вместе с Анной прибыл тот самый физик Александр Попов. Как и убитый брамин, он думал, что проект принесёт людям добро, но Чеслав Корбут хотел использовать его для захвата всего метро.

Суть проекта заключалась в открытии прохода, туннеля в иное измерение, которое может кардинально отличаться от нашего. Раз в 44 года это становится наиболее просто, и в 2033 году наступает как раз конец очередного цикла. Байка Ивана Крылова также находит подтверждение. Между Партизанской и Измайловской находится «узел силы», энергетическая точка Земли, где легче всего осуществляется переход из одного измерения в другое.

Диверсия Анны лишила «красных» основного источника энергии, но они давно присмотрели запасной вариант — сердечник ядерной боеголовки. Пополнившаяся бригада возвращается на Партизанскую, чтобы уничтожить остатки оборудования. Для этого они берут метропаровоз, на котором едут по Арбатско-Покровской линии. Крылов, потомственный машинист, нарекает поезд «Гагариным».

После уничтожения оборудования Крылов, оставшись один в локомотиве, даёт сигнал отправления и отправляется в сторону Измайловской. Остальные удивляются, но замечают, что старик больше не видит их, разумом он уже в другом мире. Анна говорит, что путеец всегда верил в другое измерение и оказался более подготовлен к переходу в него, чем другие.

Соотношение с каноном

Рассказ имеет множество отсылок к игре «Metro: Last Light», а также к романам «Тёмные туннели» Сергея Антонова (угнанный в Полис метропаровоз) и «Метро 2034» Дмитрия Глуховского (неразорвавшаяся боеголовка на Кантемировской). Из игры также взято трое персонажей. Поскольку в «Четвёртом туннеле» большая связь с «Тёмными туннелями», перевод редактировал их автор, Сергей Антонов.

В рассказе упоминается несколько фактов и слухов:

  • Володя слышал, что якобы на Улице Подбельского обосновались коммунистки-феминистки. Он думает поначалу, что Зоя Космодемьянская оттуда. Слух не опровергается, но и не подтверждается. Во время действия рассказа (июнь 2033 года) на Улице Подбельского располагался Берилаг.
  • Упоминается, что на Партизанской сидят троцкисты, которых тайно поддерживает Красная Линия. Однако в рассказе, хотя и фигурирует Партизанская, не указывается, что она жилая. Там встречаются только жители Красной Линии, охраняющие экспериментальную площадку или следящие за воплощением проекта, и принадлежащее ей оборудование.
  • Конкретизируется марка и место падения боеголовки на Кантемировскую.
  • На Курской была вспышка чумы, из-за чего временно перекрывали подходы к ней.

Прочие отсылки

  • Иван Крылов, любитель баек, отсылает к известному русскому баснописцу Ивану Крылову.
  • Физик Александр Попов — полный тёзка изобретателя радио Александра Попова.
  • Бригадир ремонтной бригады Ковпак — однофамилец советского полководца и лидера партизанского движения Сидора Артемьевича Ковпака.
  • Псевдоним Анны — Зоя Космодемьянская — недвусмысленно отсылает к знаменитой Зое Космодемьянской, красноармейцу-диверсантке, посмертно удостоенной звания Героя Советского Союза.
  • Псевдоним Павла Морозова — Яков Серебрянский — также взят из истории СССР. Так звали полковника госбезопасности (1945), сотрудника Иностранного отдела ОГПУ — НКВД, одного из руководителей заграничной разведывательной и диверсионной работы советских органов госбезопасности.
  • Убитый брамин Джабраил Базиев имеет реального прототипа. Кандидат биологических наук Базиев Джабраил Харунович высказал опровержение физической теории относительности, пересмотрев сами представления о строении и структуре элементарной частицы. Судя по всему, в области физики его признают лжеучёным.

Ссылки