Rad red.png
ВНИМАНИЕ! Осторожно, спойлеры!

«Метро 2033: Увидеть солнце» — первый роман российского писателя Сергея Москвина, написанный в рамках «Вселенной Метро 2033». Тринадцатая книга серии.

Действие романа происходит в Новосибирске. На свободу вырывается нечто ужасное и нависает над городом, грозя не только ему, но и всей планете. Главному герою Сергею Касарину предстоит воспользоваться единственным шансом, который остался у человечества, ещё раз увидеть солнце.

Как становится ясно в результате выяснения обстоятельств Касариным и его попутчиками, источником угрозы является генномодифицированная чёрная плесень, которая убивает, поглощает и перерабатывает живые организмы. Главные герои пытаются предотвратить полную гибель Новосибирска от плесени.

Сюжет

Гадюка

Октябрь 2033 года. В тоннеле к станции Роща дозорные Сергей Касарин и Андрей Разинский ловят вора, оказавшемся девушкой. При ней обнаруживают запасы станционных лекарств, за кражу которых Полину (имя воровки) большинство жителей приговаривают к повешению и сажают в карцер. К ней проникается симпатией Касарин и старается облегчить ей мучения. Случайно зайдя в карцер он видит, как её пытается изнасиловать Андрей. Он прогоняет его и говорит по душам с Полиной. В итоге ему удаётся добиться её помилования, благодаря приходу с Маршальской отряда отца, который говорит, что на той станции завелась неизвестная тварь, пожравшая всё её население. Сергей просит отправить на Маршальскую его с Полиной, чтобы найти дневник коменданта, где должны быть записи о мутанте. Так и не найдя его на мёртвой станции, кроме непонятного рисунка, напарники возвращаются на Рощу. На подступах к станции становится понятно, что существо добралось и до неё. Сергей видит, как защитников пожирают разумные щупальца и успевает услышать от погибающего отца, который кричит сыну, чтобы тот предупредил о смертельной опасности руководство Сибирского Союза.

Сибиряки

По пути до Сибирской Сергей и Полина проходят Маршальскую по скрытому проходу и тут же попадают в засаду Флинта — работодателя Полины. Касарин, придя в себя, умудряется нейтрализовать бандитов и спасти напарницу. На Сибирской им оказывают нерадушный приём, поскольку сумевший спастись Дрон узнаёт Сергея с его подружкой и врёт солдатам Сибирской, что эта парочка — воры. Их за донос сажают в карцер, но им обоим удаётся сбежать на поверхность благодаря навыкам Полины. У станции Красный проспект герои попадают в засаду племени каннибалов, но в последний момент их спасают сталкеры, пришедшие с Проспекта. Узнав от них, что герои убили жнеца — опаснейшего мутанта, сталкеры ведут их в бар. Отдохнув, Сергей добирается до тамошнего коменданта Николая Степановича и рассказывает ему о ситуацию с Рощей и Маршальской, предъявив рисунок. Начальник Проспекта объясняет, что учёный Вольтер, знавший об этой заразе, недавно попал в плен к бандитам со станции Площадь. Шрам и его бойцы обещают Сергею и Полине помочь освободить учёного, устроив внезапный рейд на станцию.

Вольтер

Однако атака сталкеров и напарников срывается из-за Дрона, вовремя сумевшего предупредить о походе против них главаря бандитов. На подходе к станции завязывается перестрелка, в ходе которой погибают все, кроме Сергея и Полины. Им через межлинейный ход удаётся проникнуть на Площадь, где, убив пару бандитов, им удаётся найти Аркадия Рудольфовича — того самого Вольтера. Перед побегом герои подрывают бункер-штаб, в котором находились склады с наркотиками. Через вестибюль, едва не поджарившись в электромагнитной аномалии «Тесла», троица добирается до подземного убежища Полины, где отдохнув и пополнив боеприпасы, все возвращаются в Метро, на уже не родную для Полины независимую Октябрьскую. Там Сергей пытается выиграть деньги в наперстки, но проиграв часть денег впустую и поняв, что это бессмысленно, уходит в ломбард, где в подарок покупает пистолет для своей подруги. Герои решают добраться до Речного вокзала на дрезине. Заплатив перевозчикам, они трогаются в путь. Но уже на полпути выясняется, что оба проводника являются бывшими убийцами отца Полины и спаивают Вольтера с Касариным. Полине удаётся убить насильников благодаря подаренному Сергеем пистолету.

Левый берег

Добравшись до Речника, троица видит, что сталкеры, находившиеся на ней, погибли в результате притащенного кем-то из них вируса РА-12. Выйдя на поверхность у реки, герои сталкиваются с ужом, но спасаются от него, добравшись до моторной лодки и устремившись к противоположному берегу. По пути их пытается достать тот же уж, но его утаскивает под воду гигантская черепаха. В зарослях левого берега Полина подвергается атаке другой черепахи. Ту подстреливает невидимый спаситель, но девушка, свалившись в воду, едва не замерзает. Найдя нужный вокзал, где располагались данные о чёрной плесени — так называемом «Чёрном Драконе», герои возвращаются в Метро без лишних сюрпризов.

Чёрный Дракон

Вернувшись обратно на Красный Проспект и обговорив все детали с Николаем Степановичем, Сергей с Полиной отправляются к Роще, оставив у коменданта Волтера.

Оказавшись на станции, герои попадают в засаду Дрона. Первый выстрел из его винтовки смертельно ранит Полину. Перед тем как пристрелить и бывшего друга, Разинский успевает сказать ему пару слов. Однако парня спасает ещё живая Мелехова, кинув под ноги Андрею гранату, а после умерев на руках у Касарина. Похоронив девушку, Сергей, взяв баллон с водородом, выходит на улицу и поднимается на высотку. За ним по пятам следуют щупальца колонии плесени. На последних секундах Касарину-младшему удаётся запустить баллон на самодельном летающем устройством в небо. Взорвавшись, баллон пробивает брешь в облаках, и сквозь неё льются солнечные лучи. Под их свечением колония умирает. Когда уже весь город был очищен от плесени, одинокий Сергей возвращается на Проспект. Жители и знакомые встречают его как героя, а Николай Степанович, сообщив о колонизации уничтоженных ранее станций, предлагает Касарину стать новым начальником Рощи. Сергей, отказавшись от этого, решив, что Вольтер справится с этим лучше, решает пойти по стопам отца и стать главой службы безопасности.

Роман заканчивается тем, что Сергей встречает знакомую по первому приходу на станцию девочку, которая представляется ему Полиной.

Персонажи

Основные герои

  • СС.png Сергей Касарин — главный герой, 20 лет, сын начальника службы безопасности станции Роща.
  • Независим (Ленин).png Полина (†) — главная героиня, воровка. 19 лет. Возлюбленная Сергея. Грубоватая, циничная и прямолинейная. Очень ловкая, прекрасно управляется с любым оружием, а также с хитроумным набором отмычек. Знает очень многие потайные ходы в метро, неплохо ориентируется и на поверхности. Спасена Сергеем от виселицы, впоследствии неоднократно спасала Сергею жизнь. Убита Дроном.
  • СС.png Андрей Разинский (Дрон) (†) — бывший друг Сергея. 22 года. Был бойцом станционной дружины и негласным лидером в молодёжной среде, но позже стал предателем и дезертиром. Убит Полиной.
  • СС.png Аркадий Рудольфович (Вольтер) — учёный-биолог, 49 лет. Перед войной работал над созданием биологического оружия. Один из создателей Чёрной плесени (известной также как «Чёрный дракон»).

Второстепенные персонажи

  • СС.png Леонид Касарин (†)— полковник, начальник службы безопасности Рощи. Отец Сергея. Погиб со всей станцией от Чёрной плесени.
  • СС.png Николай Степанович — комендант станции Проспект, электрик. Помог главным героям в уничтожении Чёрной плесени. Впоследствии организовал колонизацию уничтоженных ей станций.
  • СС.png Хорь (Харитонов) (†/?) — щуплый парнишка, друг Сергея со станции Роща. Над ним подтрунивает всё население станции Роща за то, что он выбросил двустволку, убегая от двух зубатых. В той погоне потерял два передних зуба. Скорее всего погиб со всей станцией от Чёрной плесени.
  • СС.png Кузьмич (†/?) — пожилой одноногий инвалид со станции Роща. Бывший челнок. Ногу потерял при нападении бандитов на караван. Скорее всего погиб со всей станцией от Чёрной плесени.
  • СС.png Шрам (†) — командир отряда сталкеров Проспекта, спасших Сергея и Полину от людоедов. Вместе с ними пошёл на станцию бандитов, возле которой погиб от неожиданных выстрелов последних.
Персонажи романа «Увидеть солнце»
Протагонисты Полина Мелехова • Сергей Касарин
Сибирский Союз Дрон • Вольтер • Николай Степанович • Шрам • Борис • Валет • Саня • Лёха • Корма • Леонид Касарин • Хорь • Кузьмич • Митяй • Ероха • Босой • Пашка • Сенька Косой • Шплинт • Стилет • Сью • Полина
Октябрьская Миха
Бандиты Флинт • Бугор • Кастет

Место действия

Основное место действия происходит в Новосибирском метрополитене, на правобережной части Новосибирска. Лишь к середине романа описывается ранее неизученная правая часть города.

Интересные факты

  • Первая книга, на которой изображена женщина.
  • Первая книга проекта с глаголом в названии.
  • Первая книга с авторским послесловием и фотографией автора.
  • Автор понял, что ему стоит написать в серию, где один из персонажей — его однофамилец (генсек Красной Линии).
  • Изначально роман должен был быть о Москве.
  • О Новосибирске в серию также писал Сурен Цормудян, но Сергей Москвин опередил его, и уже почти готовый роман «Отражение во мгле» Сурен адаптировал под авторскую вселенную ВШНБ.
  • Образ Полины воплотила на обложке актриса Вайнона Райдер.
  • Первый роман о Сибири.
  • «Рояль в кустах» в главе с переправой объясняется в рассказе-спин-оффе «За порогом рая».
  • Входит в бокс-сеты «Дикий мир» и «Пленники туннелей».
  • Обладатель второго места в ЛКВ-2011 и шуточной премии «Гидрометцентр года» от RadioUniversum.
  • «Ржавые Артёмы»: «Лучший монстр» (Чёрный Дракон) — номинация; «Лучший женский главный герой» (Полина) — номинация.
  • Переведена на немецкий язык.
    • В немецком переводе роман переименовали как «На Солнце».
п • о • р «Увидеть солнце»
Персонажи Сергей Касарин • Полина Мелехова • Дрон • Вольтер • Николай Степанович • Шрам • Борис • Валет • Саня • Лёха • Корма • Леонид Касарин • Хорь • Кузьмич • Митяй • Ероха • Босой • Пашка • Сенька Косой • Шплинт • Стилет • Флинт • Сью • Бугор • Кастет • Миха • Полина
Существа Упыри • Зубатые • Жнец • Ужи • Черепахи • Чёрный Дракон • РА-12 • Гарпии
Локации Новосибирский метрополитен: Роща • Золотая Нива • Маршальская • Сибирская • Проспект • Площадь • Октябрьская • Речной вокзал • Гари • Гагаринская • Заельцовская • Студенческая • Площадь Маркса
Новосибирск: Новосибирский метромост • Новосибирск-Западный • река Обь
Организации Сибирский Союз • Бандиты • Людоеды • Гадюки • Свидетели Армагеддона
Аномалии «Тесла»
Грибы «Светофоры»
Оружие «Отбойник» • ТТ • СВУ • «Винторез» • Калаш • ПМ
Сергей Москвин • Илья Яцкевич • Иван Малашенко • Вселенная Метро 2033
п • о • р «Вселенная Метро 2033»
Отдельные романы Путевые знаки • Выход силой • Мраморный рай • Война кротов • Безымянка • Британия • Слепящая пустота • Изнанка мира • Слепцы • Белый барс • Отступник • Код зверя • Гонка по кругу • Выборг • Чужими глазами • Грань человечности • Степной дракон • Перекрёстки судьбы • Логово • Ящик Пандоры • Бег по краю • Нити Ариадны • Стальной остров • Парад-алле • Зима милосердия • Кочевник • Город семи ветров • Сетунь • Аркаим • Защита Ковача • Клетка • Цена свободы • Крысиный король • Свидетели Чистилища • Achromatopsja
Тетралогии Конституция апокалипсиса (Право на силу • Право на жизнь • Право на месть • Без права на ошибку) • Атлантическая одиссея (Ледяной плен • Последний поход • Путь проклятых • Слепая тропа)
Трилогии Тени Пост-Петербурга (К свету • Во мрак • За горизонт) • Полуостров надежды (Север • Осада рая • Дочь небесного духа) • Голоса выжженных земель (Сёстры печали • Ниже ада • Обитель снов) • Под-Московье (Станция-призрак • Царство крыс • Кошки-мышки) • Герои нашего времени (Стоящий у двери • Ничей • Демон-хранитель) • Крым. Последняя надежда (Крым • Крым-2 • Крым-3) • Вотчина сказок (Мутант • Подземный Доктор • Хозяин города монстров) • Московские тайны (Хозяин Яузы • Обмануть судьбу • Спастись от себя) • Оккервиль (Третья сила • Площадь Мужества • Ладога) • Берилловый город (Изоляция • Нас больше нет • Призраки прошлого)
Трилогии 18+ Питер. Подземный блюз (Питер • Питер. Война • Питер. Битва близнецов) • Бессолнечная Италия (Корни небес • Крестовый поход детей • Конклав тьмы) • Муос. Тёмное будущее (Муос • Муос. Чистилище • Муос. Падение) • Дорога стали (Дорога стали и надежды • К далёкому синему морю • За ледяными облаками) • Дух свободы (Рождённые ползать • Летящий вдаль • Черноморье) • Новая Польша (Бездна • Wieża • Riese) • Эра безумия (На краю пропасти • Приют забытых душ • Смерть октановых богов) • Эмбрион (Эмбрион. Начало • Эмбрион. Поединок • Эмбрион. Слияние)
Дилогии Потаённые страхи (Муранча • Из глубин) • Одарённые (Санитары • Тёмная мишень) • Тайны следствия (Свидетель • Царица ночи) • Смоленский рай (Измеритель • Лешие не умирают) • На поверхности Москвы (Пасынки Третьего Рима • Джульетта без имени) • Хроники мёртвых (Обратный отсчёт • Воскрешая мёртвых) • Рабы не мы (Дворец для рабов • Уроборос) • Тайна третьей ветки (Красный вариант • Затерянный клан) • Пёс против зверья (Злой Пёс • Преданный Пёс) • Крыша мира. Посредник (Крыша мира • Крыша мира. Карфаген) • Реактор. Период полураспада (Реактор • Реактор-2) • О Единомыслящих (Район обетованный • Człowiek obiecany) • Париж (Rive Gauche • Rive Droite)
Франшизы Именем революции (Харам Бурум • Московские туннели (Тёмные туннели • В интересах революции • Непогребённые) ) • Рублёвка. Чего стоит Империя (Рублёвка • Рублёвка-2 • Рублёвка-3) • Высшая сила) • От края до края (Странник • Наследие предков • Край земли • Край земли-2) • Монстры апокалипсиса (Увидеть солнце • Голод • Пифия. Дрожь земли (Пифия • Пифия-2)) • Русские антологии (Последнее убежище • Сумрак в конце туннеля • Сказки Апокалипсиса • О чём молчат выжившие • Холодное пламя жизни • Они не те, кем кажутся) • Польские антологии (В свете костра • Шёпоты убиенных • Эхо умершего мира • В руинах) • Сталкерам тут не место (Переход. В один конец (Переход • Переход-2) • На пепелищах наших домов) • Громче грома (Спящий страж • Свора)