ФЭНДОМ

DarkTunnels

«Метро 2033: Тёмные туннели» — роман белорусского писателя Сергея Антонова. Вторая книга серии «Вселенная Метро 2033» и трилогии «Московские туннели». Выпущена в январе 2010 года. В июне 2017 состоялся выход карманного переиздания.

Анатолий — молодой и уверенный анархист, он не признает власть Сильнейшего, который стал «царствовать» после ядерной войны. Для него проще расстаться с жизнью, нежели подчиниться чужой воле. Скоро таким как он не найдется места в подземке, потому что некая группировка намерена урвать все территории, которые хоть как-то годятся для жизни.

Сюжет Править

Rad red
ВНИМАНИЕ! Осторожно, спойлеры!

Начало романа относится к северной части московского метро, где на трех последних станциях севера Замоскворецкой линии хорошо прижились анархистские идеи свободы демократии и справедливости.

Начинается все с того, что на станцию «Гуляй-Поле» прибывает Никита — диверсант с Красной Линии, раскрывающий военную тайну коммунистов — эксперимент по созданию людей, не ощущающих боли, превосходящих остальных физически, без чувств, стойких к радиации и болезням. Никита просит главу анархистов, Нестора, отправить отряд с целью уничтожить лабораторию, обещая беспрепятственно провести отряд по Красной Линии, где о его предательстве никто не знает. Нестор созывает семерых молодых бойцов, разъясняет им задание и ставит во главе отряда Анатолия Томского, успевшего отличиться в нескольких битвах и налетах.

Отряд вместе с Никитой отправляется в сторону Красной Линии. Четвёртый Рейх отряд проходит благодаря связям с Малютой — одним из офицеров, у которого перед Нестором имелся должок. В туннеле к «Проспекту Маркса» бойцы в группе начинают чувствовать необъяснимую тревогу, а крепкий парень Гриша впадает в панику от мерещащихся ему птиц. На Проспекте Маркса (Охотном Ряду) Анатолий знакомится с Еленой — девушкой, продающей идеологическую литературу — и дает отпор наглому комсомольцу, пристававшему к ней. На станции Никита приглашает анархистов в палатку к пожилому мужчине Михаилу Андреевичу — лектору комитета партии. За сытным обедом лектор долго, но с умением рассказывает о достижениях коммунистов, однако Анатолию долгая задержка в его палатке кажется подозрительной.

В туннеле перед «Дзержинской» (Лубянкой), где находится лаборатория, подозрения Томского оправдываются — шестеро его бойцов входят в неадекватное состояние, начинают бесконтрольно веселиться и становятся совершенно беспомощными перед окружившими и обезоружившими их красными солдатами. Анатолий понимает, что его отряд отравили во время обеда, и соображать мог только он, поскольку не успел отведать угощения, задержавшись у книжного лотка Елены. Томский также узнает, что Михаил Андреевич является профессором Корбутом, автором проекта ГМЧ, а Никита — его верным помощником, заманившим анархистов на Красную Линию, чтобы провести над ними эксперименты. В лаборатории всех семерых, находящихся под наркозом, привязывают к кушеткам и закачивают в кровь необходимые препараты, однако с Анатолием эксперимент не удаётся — он по прежнему бодрствует. Корбут объясняет возможное неожиданное действие препарата наличием язв на ногах у Анатолия, полученных от ожогов газовым химическим оружием в детстве. Корбут оставляет попытки сделать из Анатолия гэмэчела и Никита отводит его к выходу вентиляционной шахты и через мусоропровод сбрасывает его на кладбище, где Томский впадает в бред, находит тело убитого до этого Кольки — одного из бойцов отряда — и хоронит его.

В состоянии бреда, Анатолий неосознанно добирается по служебным путям до перегона «Маяковская — Белорусская», где встречает женщину-отшельницу, вместе с маленьким сыном, которым помог едой при прохождении отряда с Гуляй-поля. Женщина, Клавдия Игоревна, кормит Анатолия, даёт ему одежду, её сын Миша приводит Краба — члена преступной группировки Маяковской, который может помочь Анатолию пройти Белорусскую без документов и добраться до склада Аршинова. На Маяковской перед главарём бандитов Крестом Анатолий обещает за проход Крабу шесть рожков. На выходе с Белорусской Краб пытается незаметно обокрасть прохожего, однако его ловят и за напарниками устраивают погоню. В туннеле со станции из земли вылезают змееподобные черви, которые останавливают патруль и блокируют убегающих в маленькой каморке. Спасаясь от червей, беглецы находят небольшой служебный туннель и выходят на старика-наркомана Харона. Харон приводит их на «Тимирязевскую», где обосновались сатанисты. Глава секты, Коготь, постановляет принести пленников в жертву Сатане. Краба и Толю усыпляют снадобьем и помещают в темницу. Из оков зелья их выводит пленённый человек-мутант с Филевской линии по кличке Мобат, владеющий гипнозом. Втроём, они сбегают с Тимирязевской, по пути гипнотизируя ганзейского торговца Михаила.

По тайному ходу они отправляются на «Молодёжную» — станцию Мобата, однако по пути Михаил выходит из гипноза и начинает буянить. Мобат снова гипнотизирует его, но теряет при этом последние силы и остаётся в проходе. Добравшись до Молодёжной, Анатолий сообщает о Мобате и отряд, вернувший его на станцию, констатирует смерть мутанта. Жабдар, начальник станции, рассказывает Томскому о туннеле, по которому он может выйти к Кольцу. Пройти местность тройке помогают шерстуны — потерявшие человеческое обличье существа. На ганзейской «Киевской» дозорные признают в Михаиле своего, а Толю и Краба арестовывают. Спастись им помогает всё тот же Михаил, находящийся под гипнозом Жабдара, обеспечив на прощание дипломатическими визами. С помощью документов оба без труда добираются до Белорусской, где переходят на радиальную линию и, наконец, добираются до Аршинова.

Изрядно подготовившись ко второму штурму лаборатории Дзержинской, Анатолий и Аршинов отправляются в Рейх, откуда выходят на поверхность. Краб, имея возможность вернутся на родную станцию, отказывается и решает помочь анархистам. На Лубянской площади, отражая нападения птеродактиля, тройка выдаёт себя экспедиции красных, переносимую саркофаг с телом Ленина в метро и состоящую из бывших бойцов Томского под предводительством Никиты. В схватке красных с анархистами и птеродактилями погибают практически все красные. Один из мутантов уносит потерявшего сознание от ранения Краба. Никита вместе с Сергеем и телом Ленина скрывается в вентиляционной шахте и запирает дверь, но Аршинов сносит её взрывчаткой.

Попав в лабораторию Корбута, Томский запирает профессора в барокамере. Однако их успевает обхитрить Никита, приставляя нацелившись на Анатолия. В последний момент появляется Елена, которая отводит руку Никиты. В драке Никита падает на стол и в него вонзается осколок колбы, которым перед смертью диверсант успевает вонзить в тело Елены. Спасая девушку, Томский освобождает полуживого Корбута, который делает Елене операцию. Во время операции Толя вынужденно пристреливает Сергея. Выбравшись в туннель, анархисты угоняют старый сталинский метропаровоз, приготовленный для торжественной церемонии перевоза тела Ленина, взяв с собой Михаила Андреевича и раненую Лену. Паровоз мчится через Проспект Маркса, срывая митинг в честь встречи вождя русской революции. Чтобы спастись от погони, Аршинов отцепляет вагон с саркофагом и подрывает туннель. От большой скорости локомотив начинает трясти, отчего Корбут, забравшийся на его крышу, падает и погибает под колесами. Добравшись до Полиса, Анатолий относит Елену в лазарет, где ей успешно делают операцию. Во время ожидания, Толя беседует с Путевым Обходчиком, из разговора с которым становится ясно, что история молодого вояки не закончилась.

Персонажи Править

Главные герои Править

  • Anarchism Анатолий Томскийпротагонист, 27-летний боевик-анархист. Командир диверсионной группы по уничтожению лаборатории Корбута на «Дзержинской».
  • Anarchism Алексей Аршинов — старый прапорщик, друг Анатолия, имеющий в распоряжении большой оружейный склад. В конце романа отправляется вместе с Анатолием на Дзержинскую.
  • Reds Никита — чекист с Красной Линии. Обманом доставил группу Анатолия на Дзержинскую. Возглавлял операцию по доставке тела Владимира Ильича Ленина в метро. Скончался в лаборатории Дзержинской.
  • Reds Михаил Корбут — учёный Дзержинской, ответственный за создание проекта ГМЧ. Погиб под колёсами метропаровоза.
  • Tranzit station Краб — вор с «Маяковской». Согласился помочь Анатолию в его задании. Был ранен гэмэчелом; после схватки с птеродактилем стал калекой.

Второстепенные персонажи Править

Выход Править

«Тёмные туннели» поступили в продажу 5 января 2010 года в Москве и Санкт-Петербурге. Общий тираж романа составил 80 000 экземпляров.

Критика Править

Эдуард Козлов в своей рецензии для журнала «Мир фантастики» удостоил роман положительной оценки. Он заявил, что атмосфера романа весьма точно моделирует произведения Глуховского. Рецензент сравнил сюжет произведения с квестом, отметив как остросюжетность романа, так и наличие «метаний духа» главного героя: автор рецензии отметил, что «вера Анатолия подвергается тяжким испытаниям, ибо герою предстоит на собственной шкуре узнать, что это значит на самом деле — „свободу любить“». Из недостатков были обозначены некоторая бедность языка книги, проблемы, связанные с логикой событий, а также смазанность концовки. По мнению критика, «персонажей трудно воспринимать всерьёз, как живых людей, по большей части они лишь винтики главного героя и романа». Рецензент отметил, что, несмотря на высокое качество книги в рамках жанра, «в более солидную весовую категорию мира научной фантастики пробиться ей будет непросто»[1].

Заметки Править

  • Должны были стать третьей книгой «Вселенной», но вышли вперёд «Питера».
  • Автор романа не москвич и не россиянин, а белорус, но он не понаслышке знает описываемые им места.
  • Основоположник первой в серии трилогии («Московские туннели»).
  • Главный герой (Анатолий Томский) — один из любимцев читателей.
  • Один из читателей проекта, Леонид Скворцов, заметил внешнее сходство между Анатолием и Кристианом Бейлом, сыгравшим таких персонажей, как Бэтмен и Джон Коннор.
  • Переведён на немецкий, польский, венгерский и корейский языки.
  • В немецком переводе название заменили на «В туннеле».

Галерея обложек Править

Примечания Править

  1. Эдуард Козлов Сергей Антонов «Тёмные туннели» (рус.). Мир фантастики (27 мая 2010). Проверено 29 июня 2013.