DarkTunnels.png

«Метро 2033: Тёмные туннели» — роман белорусского писателя Сергея Антонова. Вторая книга серии «Вселенная Метро 2033» и трилогии «Московские туннели». Выпущена в январе 2010 года. В июне 2017 состоялся выход карманного переиздания.

Анатолий — молодой и уверенный анархист, он не признает власть Сильнейшего, который стал «царствовать» после ядерной войны. Для него проще расстаться с жизнью, нежели подчиниться чужой воле. Скоро таким как он не найдется места в подземке, потому что некая группировка намерена урвать все территории, которые хоть как-то годятся для жизни.

Сюжет

Rad red.png
ВНИМАНИЕ! Осторожно, спойлеры!

Начало романа относится к северной части московского метро, где на трех последних станциях севера Замоскворецкой линии хорошо прижились анархистские идеи свободы демократии и справедливости.

Начинается все с того, что на станцию Гуляй-поле прибывает диверсант с Красной Линии. Представившись Никитой, перебежчик раскрывает военную тайну Красной Линии — эксперимент по созданию людей, не ощущающих боли, превосходящих остальных физически, без чувств, стойких к радиации и болезням. Никита просит главу анархистов, Нестора, отправить отряд с целью уничтожить лабораторию, обещая беспрепятственно провести отряд по Красной Линии, где о его предательстве никто не знает. Нестор созывает семерых молодых бойцов, разъясняет им задание и ставит во главе отряда Анатолия Томского, успевшего отличиться в нескольких битвах и налетах.

Отряд вместе с Никитой отправляется в сторону Красной Линии. Четвёртый Рейх отряд проходит благодаря связям с Малютой — одним из офицеров, у которого перед Нестором имелся должок. В туннеле к Проспекту Маркса бойцы в группе начинают чувствовать необъяснимую тревогу, а крепкий парень Гриша впадает в панику от мерещащихся ему птиц. На Проспекте Маркса (бывшем Охотном Ряду) Анатолий знакомится с Еленой — девушкой, продающей идеологическую литературу — и дает отпор наглому комсомольцу, пристававшему к ней. На станции Никита приглашает анархистов в палатку к пожилому мужчине Михаилу Андреевичу — лектору комитета партии. За сытным обедом лектор долго, но с умением рассказывает о достижениях коммунистов, однако Анатолию долгая задержка в его палатке кажется подозрительной.

В туннеле перед Дзержинской (Лубянкой), где находится лаборатория, подозрения Томского оправдываются — шестеро его бойцов входят в неадекватное состояние, начинают бесконтрольно веселиться и становятся совершенно беспомощными перед окружившими и обезоружившими их красными солдатами. Анатолий понимает, что его отряд отравили во время обеда, и соображать мог только он, поскольку не успел отведать угощения, задержавшись у книжного лотка Елены. Томский также узнает, что Михаил Андреевич является профессором Корбутом, автором проекта ГМЧ, а Никита — его верным помощником, заманившим анархистов на Красную Линию, чтобы провести над ними эксперименты. В лаборатории всех семерых, находящихся под наркозом, привязывают к кушеткам и закачивают в кровь необходимые препараты, однако с Анатолием эксперимент не удаётся — он по прежнему бодрствует. Корбут объясняет возможное неожиданное действие препарата наличием язв на ногах у Анатолия, полученных от ожогов газовым химическим оружием в детстве. Корбут оставляет попытки сделать из Анатолия гэмэчела и Никита отводит его к выходу вентиляционной шахты и через мусоропровод сбрасывает его на кладбище, где Томский впадает в бред, находит тело убитого до этого Кольки — одного из бойцов отряда — и хоронит его.

В состоянии бреда, Анатолий неосознанно добирается по служебным путям до перегона Маяковская — Белорусская, где встречает женщину-отшельницу, вместе с маленьким сыном, которым помог едой при прохождении отряда с Гуляй-поля. Женщина, Клавдия Игоревна, кормит Анатолия, даёт ему одежду, а её сын Миша приводит Краба — члена преступной группировки Маяковской, который может помочь Анатолию пройти Белорусскую без документов и добраться до склада прапорщика Аршинова. На Маяковской перед главарём бандитов Крестом Анатолий обещает за проход Крабу шесть рожков. На выходе с Белорусской Краб пытается незаметно обокрасть прохожего, однако его ловят и за напарниками устраивают погоню. В туннеле со станции из земли вылезают змееподобные черви, которые останавливают патруль и блокируют убегающих в маленькой каморке. Спасаясь от червей, беглецы находят небольшой служебный туннель и выходят на старика-наркомана Харона. Харон приводит их на Тимирязевскую, где обосновались сатанисты. Глава секты, Коготь, постановляет принести пленников в жертву Сатане. Краба и Толю усыпляют снадобьем и помещают в темницу. Из оков зелья их выводит пленённый человек-мутант с Филевской линии по кличке Мобат, владеющий гипнозом. Втроём, они сбегают с Тимирязевской, по пути гипнотизируя ганзейского торговца Михаила.

По тайному ходу они отправляются на Молодёжную — родную станцию Мобата, однако по пути Михаил выходит из гипноза и начинает буянить. Мобат снова гипнотизирует его, но теряет при этом последние силы и остаётся в проходе. Добравшись до Молодёжной, Анатолий сообщает о Мобате и отряд, вернувший его на станцию, констатирует смерть мутанта. Жабдар, начальник станции, рассказывает Томскому о туннеле, по которому он может выйти к Кольцу. Пройти местность тройке помогают шерстуны — потерявшие человеческое обличье существа. На ганзейской Киевской дозорные признают в Михаиле своего, а Толю и Краба арестовывают. Спастись им помогает всё тот же Михаил, находящийся под гипнозом Жабдара, обеспечив на прощание дипломатическими визами. С помощью документов оба без труда добираются до Белорусской, где переходят на радиальную линию и, наконец, добираются до Аршинова.

Изрядно подготовившись ко второму штурму лаборатории Дзержинской, Анатолий и Аршинов отправляются в Рейх, откуда выходят на поверхность. Краб, имея возможность вернутся на родную станцию, отказывается и решает помочь анархистам. На Лубянской площади, отражая нападения птеродактиля, тройка выдаёт себя экспедиции красных, переносимую саркофаг с телом Ленина в метро и состоящую из бывших бойцов Томского под предводительством Никиты. В схватке красных с анархистами и птеродактилями погибают практически все красные. Один из мутантов уносит потерявшего сознание от ранения Краба. Никита вместе с Сергеем и телом Ленина скрывается в вентиляционной шахте и запирает дверь, но Аршинов сносит её взрывчаткой.

Попав в лабораторию Корбута, Томский запирает профессора в барокамере. Однако их успевает обхитрить Никита, приставляя нацелившись на Анатолия. В последний момент появляется Елена, которая отводит руку Никиты. В драке Никита падает на стол и в него вонзается осколок колбы, которым перед смертью диверсант успевает вонзить в тело Елены. Спасая девушку, Томский освобождает полуживого Корбута, который делает Елене операцию. Во время операции Толя вынужденно пристреливает Сергея. Выбравшись в туннель, анархисты угоняют старый сталинский метропаровоз, приготовленный для торжественной церемонии перевоза тела Ленина, взяв с собой Михаила Андреевича и раненую Лену. Паровоз мчится через Проспект Маркса, срывая митинг в честь встречи вождя русской революции. Чтобы спастись от погони, Аршинов отцепляет вагон с саркофагом и подрывает туннель. От большой скорости локомотив начинает трясти, отчего Корбут, забравшийся на его крышу, падает и погибает под колесами. Добравшись до Полиса, Анатолий относит Елену в лазарет, где ей успешно делают операцию. Во время ожидания, Толя беседует с Путевым Обходчиком, из разговора с которым становится ясно, что история молодого вояки не закончилась.

Персонажи

Протагонисты

Антагонисты

Второстепенные персонажи

Выход

«Тёмные туннели» поступили в продажу 5 января 2010 года в Москве и Санкт-Петербурге. Общий тираж романа составил 80 000 экземпляров.

Критика

Эдуард Козлов в своей рецензии для журнала «Мир фантастики» удостоил роман положительной оценки. Он заявил, что атмосфера романа весьма точно моделирует произведения Глуховского. Рецензент сравнил сюжет произведения с квестом, отметив как остросюжетность романа, так и наличие «метаний духа» главного героя: автор рецензии отметил, что «вера Анатолия подвергается тяжким испытаниям, ибо герою предстоит на собственной шкуре узнать, что это значит на самом деле — „свободу любить“». Из недостатков были обозначены некоторая бедность языка книги, проблемы, связанные с логикой событий, а также смазанность концовки. По мнению критика, «персонажей трудно воспринимать всерьёз, как живых людей, по большей части они лишь винтики главного героя и романа». Рецензент отметил, что, несмотря на высокое качество книги в рамках жанра, «в более солидную весовую категорию мира научной фантастики пробиться ей будет непросто»[1].

Интересные факты

  • Должны были стать третьей книгой «Вселенной», но вышли вперёд «Питера».
  • Автор романа не москвич и не россиянин, а белорус, но он не понаслышке знает описываемые им места.
  • Основоположник первой в серии трилогии («Московские туннели»).
  • Главный герой (Анатолий Томский) — один из любимцев читателей.
  • Один из читателей проекта, Леонид Скворцов, заметил внешнее сходство между Анатолием и Кристианом Бейлом, сыгравшим таких персонажей, как Бэтмен и Джон Коннор.
  • Переведён на немецкий, польский, венгерский и корейский языки.
  • В немецком переводе название заменили на «В туннеле».
  • Фамилии и род деятельности некоторых персонажей (Томский, Аршинов, Нестор) отсылают к событиям гражданской войны в России.

Галерея обложек

Примечания

  1. Эдуард Козлов Сергей Антонов «Тёмные туннели» (рус.). Мир фантастики (27 мая 2010). Проверено 29 июня 2013.
п • о • р Тёмные туннели
Персонажи Анатолий Томский • Михаил Корбут • Никита • Краб • Аршинов • Путевой Обходчик • Елена • Нестор • Сергей • Колька • Дмитрий • Максим • Артур • Григорий • Малюта • Клавдия Игоревна • Мишка • Крест • Харон • Коготь • Мобат • Жабдар • Михаил • Константин Григорьевич • Каретников • Иван • Цербер • Москвин • Иннокентий Вениаминович • Дед • Митрич • Митяй • Мамочка • Петька • Фёдор • Вячеслав • Рваный
Существа Овчарки • Черви • Птеродактили • Жаба • Слизень • Шерстуны • Депутанты
Локации Московский метрополитен: Гуляй-поле • Динамо • Белорусская (радиальная, кольцевая) • Маяковская (Яма) • Тверская • Проспект Маркса • Дзержинская • Лаборатория Корбута • Тимирязевская • Молодёжная • Киевская • Краснопресненская • Библиотека имени Ленина • Водный стадион • Речной вокзал • Бауманская • Юго-Западная • Знамя Революции • ВДНХ • Проспект Мира
Организации Гуляй-польская республика • Группа Томского • Фермы и фактории • Четвёртый Рейх • Красная Линия (Мавзолей-2) • Бандиты • Ганза • Сатанисты • Люди-мутанты • Полис
Аномалии Птицы Охотного ряда
Техника Тачанки • Метропаровоз
Оружие Калаш • РПК • ТТ • Револьвер
Вирусы ГМЧ
Экономика Патроны-деньги
Культура Вестник Коммунистической партии Метро
События Война в Московском метрополитене
Сергей Антонов • Илья Яцкевич • Леонид Добкач • Московские туннели • Вселенная Метро 2033
п • о • р «Вселенная Метро 2033»
Отдельные романы Путевые знаки • Выход силой • Мраморный рай • Война кротов • Безымянка • Британия • Слепящая пустота • Изнанка мира • Слепцы • Белый барс • Отступник • Код зверя • Гонка по кругу • Выборг • Чужими глазами • Грань человечности • Степной дракон • Перекрёстки судьбы • Логово • Ящик Пандоры • Бег по краю • Нити Ариадны • Стальной остров • Парад-алле • Зима милосердия • Кочевник • Город семи ветров • Сетунь • Аркаим • Защита Ковача • Клетка • Цена свободы • Крысиный король • Свидетели Чистилища • Achromatopsja
Тетралогии Конституция апокалипсиса (Право на силу • Право на жизнь • Право на месть • Без права на ошибку) • Атлантическая одиссея (Ледяной плен • Последний поход • Путь проклятых • Слепая тропа)
Трилогии Тени Пост-Петербурга (К свету • Во мрак • За горизонт) • Полуостров надежды (Север • Осада рая • Дочь небесного духа) • Голоса выжженных земель (Сёстры печали • Ниже ада • Обитель снов) • Под-Московье (Станция-призрак • Царство крыс • Кошки-мышки) • Герои нашего времени (Стоящий у двери • Ничей • Демон-хранитель) • Крым. Последняя надежда (Крым • Крым-2 • Крым-3) • Вотчина сказок (Мутант • Подземный Доктор • Хозяин города монстров) • Московские тайны (Хозяин Яузы • Обмануть судьбу • Спастись от себя) • Оккервиль (Третья сила • Площадь Мужества • Ладога) • Берилловый город (Изоляция • Нас больше нет • Призраки прошлого)
Трилогии 18+ Питер. Подземный блюз (Питер • Питер. Война • Питер. Битва близнецов) • Бессолнечная Италия (Корни небес • Крестовый поход детей • Конклав тьмы) • Муос. Тёмное будущее (Муос • Муос. Чистилище • Муос. Падение) • Дорога стали (Дорога стали и надежды • К далёкому синему морю • За ледяными облаками) • Дух свободы (Рождённые ползать • Летящий вдаль • Черноморье) • Новая Польша (Бездна • Wieża • Riese) • Эра безумия (На краю пропасти • Приют забытых душ • Смерть октановых богов) • Эмбрион (Эмбрион. Начало • Эмбрион. Поединок • Эмбрион. Слияние)
Дилогии Потаённые страхи (Муранча • Из глубин) • Одарённые (Санитары • Тёмная мишень) • Тайны следствия (Свидетель • Царица ночи) • Смоленский рай (Измеритель • Лешие не умирают) • На поверхности Москвы (Пасынки Третьего Рима • Джульетта без имени) • Хроники мёртвых (Обратный отсчёт • Воскрешая мёртвых) • Рабы не мы (Дворец для рабов • Уроборос) • Тайна третьей ветки (Красный вариант • Затерянный клан) • Пёс против зверья (Злой Пёс • Преданный Пёс) • Крыша мира. Посредник (Крыша мира • Крыша мира. Карфаген) • Реактор. Период полураспада (Реактор • Реактор-2) • О Единомыслящих (Район обетованный • Człowiek obiecany) • Париж (Rive Gauche • Rive Droite)
Франшизы Именем революции (Харам Бурум • Московские туннели (Тёмные туннели • В интересах революции • Непогребённые) ) • Рублёвка. Чего стоит Империя (Рублёвка • Рублёвка-2 • Рублёвка-3) • Высшая сила) • От края до края (Странник • Наследие предков • Край земли • Край земли-2) • Монстры апокалипсиса (Увидеть солнце • Голод • Пифия. Дрожь земли (Пифия • Пифия-2)) • Русские антологии (Последнее убежище • Сумрак в конце туннеля • Сказки Апокалипсиса • О чём молчат выжившие • Холодное пламя жизни • Они не те, кем кажутся) • Польские антологии (В свете костра • Шёпоты убиенных • Эхо умершего мира • В руинах) • Сталкерам тут не место (Переход. В один конец (Переход • Переход-2) • На пепелищах наших домов) • Громче грома (Спящий страж • Свора)