ФЭНДОМ

Радист (настоящее имя: Игорь Кудрявцев, также известен как Присланный) — главный герой романа Захара Петрова «Муос». Москвич, в составе группы уновцев прилетевший в Минск. Волей судьбы, оказавшись Присланным, упоминаемым в легенде диггеров, сыграл главенствующую роль в объединении разобщённого Муоса для сражения против общего врага.

Биография

Ранние годы

Вероятнее всего, Игорь Кудрявцев родился в Четвёртом Рейхе. В детстве Игорь жил на станции Тверской московского метро. Отец Кудрявцева, по словам его матери, погиб на войне.

Мать Игоря описывается как красивая женщина: маленькая, хрупкая, со светло-русыми волосами. Однако того, как выглядело её лицо, Игорь не помнит. Мать относилась к Игорю хорошо: он помнит «ласковые руки и ласковый голос, когда она пела ему какие-то песенки», сына она называла Игорёк. Мать Кудрявцева работала хирургом на Тверской — участвовала в секретных экспериментах над детьми с целью создания «управляемых, сильных зомби — идеальных солдат будущей армии». Она никогда не показывала Игорю место своей работы и рабочий процесс, не рассказывала, чем занимается конкретно. Её место работы находилось за дверью коридора, вход в который со станции обычно запирался и усиленно охранялся. Иногда из этого коридора доносились «приглушённые, леденящие кровь, почти нечеловеческие» крики. Игорь всегда ждал мать у двери коридора; после работы женщина выходила и с улыбкой брала сына на руки. Когда Игорь спрашивал, кто кричит, мать говорила, что это «плохие», иногда называя их «чурками».

Однажды Игорю всё же удалось увидеть рабочее место матери своими глазами, случайно выйдя из поля зрения охранников и пробравшись в коридор. Он увидел, как его мать с двумя другими медиками работает над зафиксированной на металлическом стуле смуглой девочкой, черепная коробка которой была срезана, при том, что девочка, похоже, находилась в сознании. Увидев сына, мама побледнела, разозлилась и крикнула ему: «Пошёл вон!», но так как Игорь не мог пошевелиться, мама вывела его из коридора, приказав идти домой и ждать её возвращения. Убегая, Игорь слышал, как она ругала охранников несвойственными ей бранными словами. Когда мать вернулась домой, она, будучи снова ласковой, дала перепуганному Игорю конфету и объяснила, что девочка, увиденная им, является больной и злой чуркой, а женщина хочет её вылечить, чтобы она вновь стала «красивой доброй русской девочкой». Хотя Игорь почти поверил маме, после этого случая он больше не встречал её с работы и вообще старался не смотреть на ту дверь.

Позднее, когда на станцию Игоря внезапно напали военные Полиса, мать главного героя, пытавшаяся защититься с помощью пистолета, была убита. Перед смертью она пыталась что-то прошептать Игорю, но военный Полиса добил её, и Игорь от ужаса потерял сознание. Когда он очнулся, военный Полиса собирался отправить его вслед за матерью, однако другой военный заступился за Игоря, имея в виду, что маленький мальчик не виноват в поступках взрослых.

Полис

Игорь был переправлен на Боровицкую, принадлежащую Полису, в приют для детей, потерявших родителей. Поскольку сверстники знали, что Игорь родился в Четвёртом Рейхе, они оскорбляли и избивали его. Учителя формально пытались защитить Кудрявцева, однако сами испытывали к нему неприязнь. Однажды, после очередного избиения, Игорь пытался покончить с собой, перерезав себе вены, но у него на это не хватило духа.

В двенадцать лет воспитатели приюта отдали Игоря в ученики старому радиомеханику Степанычу, чтобы Игорь смог заменить старика, когда тот будет уже не в состоянии вести дела. Хотя за время сотрудничества близкими людьми Степаныч и Игорь не стали, Степаныча, в отличие от большинства людей, не смущало происхождение Игоря. «Правда, для других людей он так и остался фашистом. И если не считать пары фраз в день, которыми они перебрасывались с радиомехаником, Кудрявцеву случалось сутками не разговаривать вовсе». Когда сталкеры принесли Степанычу стопку справочников по радиоделу с Поверхности, Степаныч начал более основательно обучать Игоря: задавал учить по справочникам, объяснял основы радиодела, поручал простой ремонт. Игорь освоил профессию радиомеханика за несколько лет.

Проект «Цивилизация» и экспедиция в Минск

В 2033 году, когда в Полисе был запущен проект «Цивилизация», семнадцатилетний Игорь принял участие в конструировании специального радиоприёмника, с помощью которого предстояло просканировать радиоэфир на наличие сигналов из поселений, которые могли выжить после Катастрофы. Когда с помощью готового радиоприёмника не удалось получить какие-либо сигналы из внешнего мира, прослушивание было решено продолжить, и начальником радиорубки был назначен Игорь. Он жил в помещении, ставшем радиорубкой, и единственной его задачей было прослушивание радиоэфира приёмника, автоматически сканирующего все доступные частоты. Более чем через две недели Игорю удалось поймать сигнал радиопередатчика, который, как выяснилось, вещал из Минска.

Было решено организовать экспедицию в Минск, и Игорь как один из немногих радиомехаников, живущих в метро, был приглашён в качестве участника этой экспедиции. Поскольку парню было нечего терять, он, несмотря на то, что был физически слаб и не умел обращаться с оружием, согласился. Спецназовцы поначалу отказывались принять Игоря в свою команду, объявив ему открыто, что он «даже не слабое звено в цепи, а просто-таки „разрыв“». Однако потом они смирились и придумали Игорю прозвище Радист. Командир спецназа Дехтер, у которого в стычке с фашистами погиб старший брат, особенно невзлюбил Игоря с первого дня. Дехтер предлагал Радисту «проваливать» из команды, если он хочет жить, однако Радист отказывался. Во время тренировок Дехтер работал с Радистом отдельно от остальных: заставлял парня таскать тяжести, не давая отдыха и постоянно оскорбляя его. По вечерам Дехтер заставлял Игоря «спарринговать» с ним до тех пор, пока Игорь не терял сознание от полученных побоев. Когда однажды во время такого «спарринга» Дехтер впервые оскорбил мать Игоря, тот, желая отомстить, смог уйти от обычного удара командира спецназа и сильно достать того кулаком по лицу. Хотя Дехтер в отместку своим ударом тут же вывел парня из сознания, унижения с его стороны более не повторялись. Экспедиция стартовала, и Радист вместе с остальными уновцами отправился на вертолёте «Камбала» в Минск.

Прибытие в Муос и партизаны

Прибыв в Минск, уновцы первым делом обследуют вышку, с которой осуществляется передача. В то время как остальные уновцы берут вышку в кольцо, Дехтер и Радист лезут на вышку. Радист пытается, пренебрегая мерами безопасности, открыть дверь будки, но Дехтер пресекает эту попытку. Уновцы видят мёртвую сталкершу Галину Коржаковскую и читают её письмо, из которого ясно, что она добровольно пожертвовала собой ради того, чтобы сигнал о помощи достиг других поселений. В письме содержится просьба найти Сергея и Валентину Коржаковских. Письмо производит на Радиста впечатление: ему становится жалко сталкершу, и он обещает себе во что бы то ни стало помочь минскому метро.

Уновцы входят на станцию Партизанскую, захваченную Лесом и лесниками. Там на Радиста нападают лесники и пытаются утащить его в заросли, но уновцы при особой роли Комиссара спасают Радиста и, отстреливаясь от лесников и выжигая Лес, отступают к станции Тракторный завод.

Обитатели Тракторного завода — партизаны — впускают уновцев на станцию, открыв прочное решетчатое заграждение после того, как те передают им своё оружие. Уновцев ведут в Верхний Лагерь станции, где каждого из них, включая Радиста, допрашивают по отдельности. В конце допроса Радист, которого интересует, почему партизаны так странно одеты (в балахонах, скрывающих большую часть тела), спрашивает об этом у девушки, допрашивающей его. Девушка открывает капюшон, и от вида увечья у неё на лице Радист отшатывается. Девушка объясняет, что увечье получено ею под действием радиации.

Уновцев ведут в Нижний Лагерь станции, там с ними беседует Светлана, являющаяся дипломатом партизан. Радист обращает на неё внимание: в отличие от остальных жителей, выглядит Светлана вполне здоровой и даже красивой. Когда Радисту становится скучно, он отправляется смотреть станцию. На станции к нему подходит пятнадцатилетняя девочка Катя и знакомится с ним. Радист с удивлением узнаёт, что несмотря на возраст, у Кати уже есть два ребёнка. Светлана, с которой вновь встречается Радист, объясняет ему обстоятельства данного феномена.

Светлана устраивает Радисту экскурс по станции. Светлана показывает Радисту на собственном примере стрельбу из арбалета, Радист всё больше испытывает к Светлане симпатию. Однако в конце экскурса Радист обращает внимание на христианский крестик, который носит Светлана. Поскольку в московском метро христианскими являются лишь секты, и к ним никто не относится всерьёз, Радист удивляется, что Светлана хотя и выглядит умной, но верит в эти сказки. Светлана же констатирует, что Бог помогает обитателям Муоса выжить. Но, несмотря на это, Радист вскоре чётко определяет для себя, что Светлана — это единственный объект в Муосе, которые ему понравился.

Следующей ночью, пока Радист спит, к нему в палатку ложится Катя с целью соблазнить его, однако, проснувшись, Радист заканчивает эти попытки. Светлана, чья комната находится рядом, велит Кате идти спать и объясняет Радисту причины данного инцидента.

Уновцы вместе с партизанами идут на следующую станцию — Пролетарскую. Там начинаются романтические отношения между Радистом и Светланой, они ночуют вместе. Светлана рассказывает Радисту свою историю. Радист искренне сожалеет, что ничего не может сделать для того, чтобы двадцатилетняя Светлана через три года не ушла в Верхний лагерь.

Уновцы продолжают путь, вместе с караваном ходоков направляясь к станции Первомайской. Радист некоторое время крутит педали велодрезины, в результате чего ему от непривычки всё болит. Когда путники находят в туннеле девочку Майку, мать которой погибла от рук каких-то злодеев, они берут её с собой. С Майкой начинает возиться Светлана, чем вызывает ревность Радиста, ибо после этого даже не смотрит на Радиста. На Первомайской партизаны хотят оставить Майку, однако Майка и Светлана не желают расставаться. Девочка отправляется со Светланой, Радистом и остальными путниками дальше, на станцию Нейтральную.

Нейтралы и Центр

В туннеле между Первомайской и Нейтральной на путников нападают три змея. Партизаны и уновцы отбивают атаку со значительными потерями; уцелевший же Радист по итогам боя понимает, что он, парализованный страхом, так и не сделал ни единого выстрела. Ему стыдно за свою слабость. Практически сразу на отряд нападают дикие диггеры. Во время этого нападения Радист пытается побороть свой страх и принести хотя бы какую-то пользу. Один из диггеров пытается убить Радиста топором, и неуклюжие попытки Радиста защититься штык-ножом приводят к тому, что диггер его чуть не убивает. Радисту везёт: первый удар топором выдерживает пластина бронежилета, второй удар диггеру не удаётся совершить: его убивает Светлана с помощью арбалета. По итогам боя оказывается, что Радист вновь никого не убил.

На Нейтральной Радист находится в депрессии из-за своей слабости, выявленной, в частности, во время боя со змеями и диггерами, и под впечатлением от увиденного в Муосе до сих пор. Он проходит один из кордонов, залазит в змеиную нору и садится там. Радист почти надеется, что «сейчас из глубины норы на него накинется кто-то и всё будет кончено», но к нему приходит Светлана. Радист просит её уйти, но она не подчиняется. Девушка объясняет, почему она так привязалась к Майке, напомнив, что не может иметь детей. Оба они одновременно обнаруживают, что Радист плачет. Радист сердится на свои слёзы и считает, что Светлана должна его за это презирать, однако мнение Светланы диаметрально противоположное: она называет Радиста необыкновенным, поскольку ей казалось, что в этом мире мужчины разучились плакать. Светлана говорит, что Радиста ей послал Бог, и признаётся Радисту в любви.

Эти слова действуют на Игоря. Его чувства к Светлане укрепляются. Он обещает себе сделать всё, что может, для того, чтобы выполнить задачу, поставленную перед уновцами. Радист считает, что это «каким-то непредсказуемым образом продлит дни Светланы или хотя бы сделает их более счастливыми». «А пока он будет рядом с ней и станет благодарить того Бога, в которого верит Светлана, за каждый новый день».

Вскоре уновцы и партизаны с присоединившимся торговцами Нейтральной отправляются на станцию Октябрьскую через Большой Проход. В Большом Проходе отряду приходится пережить воздействие Шатуна, часть отряда пропадает. Радист выживает.

На Октябрьской Светлана объясняет Радисту социальную систему Центра, основанную на Уровнях Значимости. На следующей станции, Площади Независимости, герои останавливаются на несколько дней в гостинице, где Светлана и Радист проводят время вместе. Затем Радиста вместе со Светланой и Расановым вызывают в Учёный Совет, где Радиста расспрашивают о том, достаточно ли он компетентен для того, чтобы создать радиопередатчик. Уновцам приходится отправиться в Штаты Америки — единственное, по мнению Учёного Совета, место, где мог быть создан радиопередатчик.

Штаты Америки

Уновцы, центровики, нейтралы и Светлана подходят к граничной станции Штатов Америки — Немига-Холл. В двухстах метрах от станции организован блокпост с дозорными, которые соглашаются пропустить к Президенту Америки лишь троих парламентёров. Ими становятся Светлана, Дехтер и Глина. Светлана отдаёт Майку на попечению Радисту, который вместе с остальными героями остаётся ожидать возвращения парламентёров в туннеле, ради безопасности отойдя на сто метров от блокпоста.

К исходу второго дня ожидания героев зовёт командир дозора, сообщая им, что их ждут на следующей станции — Фрунзе-Кэпитал. Герои проходят станцию Немига-Холл и входят в туннель, отделяющей её от Фрунзе-Кэпитал. В этом туннеле путников ожидает ловушка: со стороны Немига-Холл к ним катится дрезина, которая вспыхивает. Вернуться на Немига-Холл также оказывается невозможно, поскольку оттуда слышно, что американцы приготовились стрелять в чужаков, если те вернутся. Благодаря уновцу Бульбашу дрезину удаётся остановить и перевернуть, в результате чего через место остановки горящей дрезины удаётся пробраться. Ближе к Фрунзе-Кэпитал происходит схватка с неподготовленными американцами, в которой путники выходят победителями. О роли Радиста в этой схватке умалчивается: известно лишь, что накануне он крепко прижал к себе Майку, а также то, что в ходе схватки он никого не убил. Герои понимают, что парламентёры могут быть либо захвачены в плен, либо мертвы. Особенно тяжело Радист воспринимает мысль о том, что Светлана может быть мертва.

После боя уновцы, центровики и нейтралы констатируют, что они в западне. Однако Майка заявляет, что знает выход. Девочка водит отряд по туннелю, находясь у Радиста на руках, и наконец указывает на небольшую дыру в стене туннеля, где обнаруживается труба полутораметрового диаметра, которую, однако, необходимо ещё раскопать. Слышен приближающийся отряд американцев; Комиссар и ещё один уновец решают ценой своей жизни задержать приближение отряда. Герои раскапывают ход и влезают в него, в результате чего остаются незамеченными американцами — карательный отряд проходит мимо.

Майка ведёт путников дальше, и наконец герои решают остановиться на ночлег в заброшенном поселении Новосёлкино, на которое ранее напали ленточники. Радист с тоской рассматривает поселение, в особенности детский уголок, читает книгу на белорусском языке, который является родным для Светланы. Радист засыпает, видя сон про Светлану, со счастливым началом и ужасным концом. Просыпается он, как и остальные члены отряда, от взрыва гранаты, которую накрыл своим телом Ментал.

Ленточники

Обстоятельства смерти Ментала не выясняются, и Майка ведёт группу дальше, в конечном итоге заканчивая путь в обители ленточников. Сектанты окружают отряд, который становится в круговую оборону. Носитель Третьего Прародителя Миша разговаривает с группой, призывая путников сложить оружие и присоединиться к ленточникам (пройти процедуру пересадки червей-Хозяев в затылок), поскольку в противном случае их всё равно возьмут живыми и «осчастливят». Радист спрашивает, куда делась Майка, после чего видит её и убеждается в том, что она ленточница. Радисту становится нехорошо, и Митяй втягивает его внутрь круга. Безоружные ленточники, получившие приказ взять героев живыми, начинают наступать, погибая от пуль «несчастных», а Радист из-за полученной информации о Майке безучастно сидит внутри круга. Когда у уновцев, ходоков и нейтралов заканчиваются патроны, ленточники продолжают напирать на них уже с удвоенной силой, в ходе чего большую часть отряда, в том числе и Радиста, наконец втягивают в толпу ленточников.

Миша лично заботится о пленённом и конвоируемом Радисте, поскольку ленточники хотят пересадить Третьего Прародителя Радисту, чтобы он полетел в Москву и начал обращать её население. Сам Радист от такой перспективы не в восторге: он постоянно в грубой форме отвергает Мишу. По мнению Радиста, лучше умертвить себя, чем позволить ленточникам обратить его и выполнить таким образом их задачу. Радисту устраивают экскурсии по гнезду ленточников, бывшему раньше станцией метро Площадь Победы, по Площади Якуба Коласа, а также по Академии наук. Всё это время Миша активно знакомит Радиста с жизнедеятельностью ленточников. Затем караван без остановок достигает столицы ленточников — станции Восток, где Радиста осматривает Первый.

Уновцев, ходоков и нейтралов осчастливливают, а Радиста и Расанова оставляют для наиболее важных Хозяев. Этим двоим постоянно демонстрируют акты осчастливливания «несчастных», происходящие на станции. Радист отказывается от еды и питья, надеясь таким образом умертвить себя. Из-за этого, а также из-за происходящего с ним кошмара Радист постоянно находится в прострации, слабо реагируя на изменения, происходящие вокруг него.

Диггеры и Поверхность

На станцию нападают светлые диггеры при поддержке нопсов. Цель нападения — освобождение Радиста. Диггеры успешно освобождают Радиста, доставляют его в неметрошное укрытие, где он, очнувшись из прострации, встречает Светлану. И Радист, и Светлана безумно рады этой встрече. Они вместе проводят следующую ночь. Радист узнаёт, что диггеры и Светлана считают его Присланным из диггерской легенды, который сможет спасти Муос. Радист относится к такой новости скептически.

От Светланы Радист узнаёт, что ею была встречена Майка и теперь она с отрядом. Диггер Юргенд проверяет Майку на леточника и констатирует положительный результат проверки. Несмотря на протесты Светланы, которая, удерживаемая Радистом, порывается подбежать и защитить майку, Юргенд, спросив предварительно мнения Радиста, умертвляет Майку, извлекая из её шеи червя. Перед смертью Майка, мозг которой освобождается от влияния паразита, успевает извиниться перед Светланой, называя её мамой. Радисту горько смотреть на труп Майки, которая уже не ленточница, а обычная девчонка, и которую он за время путешествия полюбил.

Отряд диггеров вместе с Радистом, Светланой и Расановым переходят в другой лагерь. Герои решают идти за радиопередатчиком мёртвой сталкерши по поверхности.

Надев антирадиационные костюмы, добытые диггерами, Светлана, Расанов и Радист выходят на Поверхность недалеко от станции Партизанской. Там они получают свидетельства того, что ленточники, потеряв Радиста, решили использовать для захвата Москвы обращённых уновцев, которые должны добраться до вертолёта раньше команды Радиста и улететь. Герои настигают отряд этих уновцев, однако из-за того, что догнать их уже нереально, Светлана, снимая мешающий противогаз, расстреливает часть их из арбалета; другая часть уновцев-ленточников прячется в здании, таким образом прекращая движение к вертолёту. Радиста тревожит тот факт, что Светлана сняла противогаз; когда ленточники оказываются в западне, Светлана вновь надевает противогаз. Она остаётся сторожить ленточников, а Радист и Расанов за это время должны дойти до вертолёта и вернуться за ней с подкреплением. На прощанье Светлана прижимается к Радисту, после чего осеняет его крёстным знамением.

Радист и Расанов успешно добираются до вертолёта и, подлетев на нём, команда расправляется с оставшимися уновцами-ленточниками. Спустившись к Светлане, Радист видит, что она уже даже не может стоять на ногах: у неё характерные признаки лучевой болезни. Светлану заносят в вертолёт, где она признаётся, что выпускной клапан её противогаза, в котором она провела на Поверхности несколько часов, был неисправен. Несмотря на уколы лекарствами, Светлана умирает, на прощанье осеняя Радиста крёстным знамением. Радист испытывает сильнейшую вспышку душевной боли по причине смерти любимой.

Радист хоронит Светлану по довоенному обычаю. Затем он принимает решение не лететь в Москву, а вернуться в Муос, чтобы отдать радиопередатчик местным жителям. Отговорки товарищей на него не действуют. Вместе с ним в Муос решает идти ещё один уновец.

Вертолёт подлетает к спуску на станцию Тракторный завод, где Радист и спецназовец высаживаются. Партизаны, работающие на картофельном поле, наблюдают за вертолётом испуганно, но готовы защищать урожай. Однако Радиста узнаёт Катя, также находящаяся там. Катя говорит Радисту, что её дети умерли, и она хочет быстрее к ним, из-за чего и пошла добровольно работать на Поверхность в свои детские годы.

Возвращение в Муос

Радист идёт в Центр, в чьей лаборатории затем руководит модернизацией своего радиопередатчика — устройство должно не только отправлять радиосигналы, но и принимать их. Радиопередатчик успешно создаётся, и с Москвой устанавливается сеанс связи. Радист слышит голос Степаныча, который по нему очень соскучился. От Степаныча Радист узнаёт, что вертолёт с уновцами не вернулся в Москву.

Радист разговаривает с Буковским, который уже успел привязаться к парню. Радист одержим идеей спасения Муоса от ленточников, хоть сам не знает, как это сделать. Буковский пытается остановить Радиста, аргументируя это тем, что спасать Муос можно из Центра. Однако Радист не соглашается, ссылаясь на недавнее юридическое закрепление Америки за ленточниками, проведённое Центром.

Радист отправляется в Свято-Ефросиньевский монастырь, надеясь получить ответ на вопрос «как спасти Муос» у отца Тихона. Священник не даёт ему ответа: он посылает Радиста в палатку тяжелобольных, в прислужники к сестре Марфе, и предлагает ему прийти за ответами через пять дней. В обязанности Радиста входит всяческий уход за пациентами, которые страдают от наиболее тяжёлых форм болезней (вплоть до того, что гниют заживо) и мучаются от боли. Первый день послушания Радист переносит с большим трудом и, придя к священнику, разговаривает с ним, надеясь всё же получить ответы немедленно. Ничего не добившись, он возвращается к послушанию.

Во время службы Радист знакомится с врачом Анастасией Глинской и её детьми, которые каждый день приходят к тяжелобольным. Радист начинает привыкать к своему послушанию и со временем находит всё меньше оправданий своему желанию уйти из монастыря. Через пять дней Радист с облегчением приходит к отцу Тихону, но тот вновь отправляет его на послушание ещё на пять дней. Обиженный Радист порывается уйти из монастыря, но память о Светлане и безысходность заставляют его вернуться на службу. Пациенты оказываются печально взволнованы тем, что пятидневный срок послушания Радиста истёк, и радуются вести о том, что Игорь остаётся.

Проходит ещё пять дней. Радист теперь уже с удовлетворением несёт послушание и на десятый день забывает прийти к отцу Тихону. Тот сам начинает разговор с ним. Священник объясняет, что у Радиста чистое сердце, но спасти Муос он хотел лишь из-за памяти к своей покойной любимой Светлане; чтобы укрепить желание Игоря выполнить свою клятву над могилой Светланы, Тихон отправил его в палатку тяжелобольных, чтобы он научился любить и таких людей. А теперь, по словам священника, Радист готов осуществить своё желание, причём своими силами, и не оружием, а словом.

Присланный отправляется по станциям и поселениям Муоса. Он призывает жителей объединиться для битвы с ленточниками. Отчасти благодаря высокому удельному весу представителей организации «За Единый Муос» на станциях, а также благодаря Божьей помощи ему удаётся объединить Партизан, американцев, центровиков, нейтралов и диггеров, создав сильное войско. Они договариваются с ленточниками о поле боя.

Во время встречи армии людей и орды ленточников Присланный и носитель Первого Прародителя разговаривают. Затем происходит битва один-на-один мощного Первого и физически слабого Присланного, в которой Присланный, благодаря прошлым спаррингам с Дехтером в Москве, одерживает победу, пользуясь неуклюжестью соперника. Видя данную победу, армии теряют последние капли терпения и начинают смертельный бой. Дальнейшая судьба Радиста неизвестна.

Образ

Zahar Petrov MUOS cover

Радист в образе Присланного на обложке романа

Игорь Кудрявцев — семнадцатилетний парень, всю свою сознательную часть жизни, проведённую в московском метро, страдавший от дискриминации со стороны окружающих из-за своего нацистского происхождения. По причине презрения к Игорю населения Полиса, там у парня никогда не было друзей, он не имел возможности каким-либо образом их приобрести. Несмотря на то, что парень рос высоким, приятной наружности, девушки его сторонились всё по той же причине. Игорь не получал от жизни никакого удовольствия, в то же время будучи слабохарактерным: даже при большом желании он не смог совершить самоубийство. Отношение окружающих сформировало в Игоре крайне заниженную самооценку. Вместе с тем уже в московском метро Кудрявцев демонстрирует любовь к единственному человеку, бывшему ему родным — к своей покойной матери, какими бы ужасными не были во время жизни её поступки. Эта любовь выражается в исполненном желании отомстить Дехтеру, который после бесчисленных оскорблений, направленных самому Игорю, случайно или намеренно оскорбляет его мать.

Когда Игоря приглашают в экспедицию в Минск, он соглашается лишь потому, что для него нет разницы, продолжить жалкое существование в Москве или умереть из-за отсутствия физической и боевой подготовки в неведомом Минске. Действительно, Радист физически слаб, неспособен противостоять сколько-нибудь серьёзному противнику в бою, а также не может метко стрелять. Игоря приглашают в экспедицию лишь потому, что других специалистов-радиотехников, могущих заменить Кудрявцева, в метро найти не удаётся. Втайне Игорь также надеется, что в походе он проявит себя человеком, заслуживающим уважения.

Когда уновцы прибывают в минское метро, Радиста, как и других его земляков, ужасает положение дел минчан. Однако вскоре Радист встречает Светлану, которая вызывает у него симпатию и кажется ему необыкновенной. Радист влюбляется в Светлану и с тех пор готов для неё и ради неё делать всё, что угодно. Светлана отвечает Радисту взаимностью: она также считает его необыкновенным из-за его доброты, не свойственной остальным мужчинам, виденным ею.

За время путешествия по Муосу Радист знакомится с партизанами, которым после двадцати с лишним лет приходится отдавать свою жизнь во имя продолжения существования младших поколений, и с обитателями Центра, которые из-за созданной для них эгоистичной социальной системы думают лишь о том, как бы повысить свой личный социальный статус и не потерять уже приобретённый. Наконец, Радиста вместе с остальными уновцами захватывают ленточники, в плену у которых он испытывает серьёзное психологическое давление. Переживаемое в Муосе закаляет характер Радиста, делая его душу, по словам отца Тихона, «кремнем добра и справедливости». Душа Радиста остаётся чистой, поскольку он проходит весь Муос, не совершив ни одного убийства.

Всё это время единственным объектом, ради которого Радисту хочется жить и бороться за свою жизнь, остаётся Светлана. Когда Светлана умирает, Радист продолжает свои старания в память о ней. Светлана хотела, чтобы Игорь спас Муос, и Игорь думает над тем, как спасти Муос. Отец Тихон, к которому Радист приходит за ответом на этот вопрос, отправляет его в палатку, где служители монастыря ухаживают за безнадёжно больными. За несколько дней служения Радист привязывается к людям, на которых страшно смотреть, и уже не хочет уходить из монастыря. Только на этом шаге у Радиста появляется возможность стать Присланным, который объединяет и ведёт народы Муоса против ленточников. Причём не оружием, а словом.

В других произведениях

В продолжениях романа «Муос. Чистилище» и «Муос. Падение», написанных Захаром Петровым, Присланный появляется в виде Идущего-По-Муосу — некоего ангела-хранителя главной героини Веры.

Ссылки