Метропедия
Метропедия
5936
страниц

«Превосходная книга „Вселенной“» (также используется сокращение ПКВ) — ежегодная премия, вручаемая официальным сообществом «Вселенная Метро 2033» во ВКонтакте авторам наиболее превосходных среди изданных в течение года книг серии «Вселенная Метро 2035». Учреждена в 2019 году.

Правила голосования и формат мероприятия аналогичны «Лучшей книге Вселенной», присуждаемой номинантам из «Вселенной Метро 2033». Отличительной особенностью стало прохождение церемонии полностью в рамках сети «Интернет».

ПКВ-2018

SBM-2018.png

Впервые о возможности проведения отдельного голосования за лучшую книгу премиум-серии заговорили в 2018 году. К концу года разговоры оформились во вполне чёткий план устроить премию в феврале, на годовщину запуска новой линейки книг. Первый анонс состоялся в рамках пресс-релиза обложки декабрьского романа «Вселенной Метро 2035» — книги «Муос. Чистилище»[1], по совместительству ставшего одиннадцатым и последним номинантом на премию.

С наступлением 2019 года подготовка к церемонии перешла в активную фазу. Администраторы официальной группы обсудили название премии взамен рабочего «Лучшая книга „Вселенной Метро 2035“» (ЛКВ35), в результате чего остановились на варианте «Превосходная книга Вселенной» (ПКВ). Рассматривался также вариант с вручением сопутствующей премии «Ржавый Артём» или его аналога редакторами серии, однако Вячеслав Бакулин вынужден был отказаться по причине ознакомления не со всеми текстами-номинантами и официальной передачи управления сериями по миру Метро Вадиму Чекунову двумя годами ранее. Вадим Чекунов не стал учреждать собственную премию или перенимать уже существующего «Ржавого Артёма», но всячески поддержал начинание администраторов официального сообщества. Оформление анонса премии разработал художник премиум-серии, Павел Бондаренко.

Старт голосования был дан 5 февраля 2019 года. Читатели имели возможность проголосовать один раз в Google Формах ровно за одну наиболее понравившуюся книгу[2]. Итоги были подведены спустя месяц, 5 марта[3].

1 место
(лауреат премии)
Шимун Врочек «Питер. Война»
2 место Захар Петров «Муос. Чистилище»
3 место Сергей Недоруб «Красный вариант»

Для Шимуна Врочека первое место на ПКВ-2018 стало второй внутренней наградой за книги «Вселенной». Восемью годами ранее он получил серебро «ЛКВ-2010» за «Питер». Захар Петров, точнее, его «Муос», ранее становился неофициальным победителем предварительного голосования за лучшую книгу «Вселенной Метро 2033» за 2012 год[4], однако в официальном голосовании занял только 4 место.

Спустя год, 1 марта 2020 года, ретроспективно были объявлены призёры и номинанты новой премии «Ядерный Артём» от Анны Калинкиной.

Номинация Победитель Номинанты
«Лучшее описание мира» Приволжские степиЗа ледяными облаками»)
«Лучший монстр» Тварь («Стальной остров»)
«Лучший злодей» Черномор («Приют забытых душ»)
«Лучшее камео» Савва Федосеев («Стальной остров») Пинцет / Григорий Вартанян («Царица ночи»)
«Лучшая детская роль» Катя Карпова, Александра Прохорова, Руслан Озимов («Приют забытых душ»)
«Лучшая мужская роль второго плана» Горшок («Царица ночи»)
«Лучшая женская роль второго плана» Эльза («Воскрешая мёртвых»)
«Лучшая мужская роль» УберПитер. Война»)
«Лучшая женская роль» Вера Пруднич («Муос. Чистилище»)
Спецпремия «Глас Вселенной» Леонид Добкач, Ольга Швецова

ПКВ-2019

Организация второго голосования среди книг «Вселенной Метро 2035» началась с началом 2020 года. Сразу было решено, что «Питер. Специальное издание» участвовать в голосовании не будет, так как это переиздание книги, уже участвовавшей в подобной церемонии. Голосование было открыто 1 февраля 2020 года в официальном сообществе «Вселенная Метро 2033» во ВКонтакте[5] и продлилось месяц. Победителями стали[6]:

1 место
(лауреат премии)
Шимун Врочек «Питер. Битва близнецов»
2 место Виктор Лебедев «Черноморье»
3 место Юрий Мори «Эмбрион. Начало»
4 место
(приз читательских симпатий)
Захар Петров «Муос. Падение»

Администраторы официального сообщества понимали, что награждением трёх превосходных книг недостаточно для привлечения внимания, поэтому было внесено два ключевых изменения:

  1. Учреждение приза читательских симпатий (4-ого места) по аналогии с установившейся в церемонии «Лучшей книги Вселенной» традицией;
  2. Учреждение премии «Ядерный Артём» — аналога премии «Ржавый Артём».

Поскольку «Ржавый Артём» выступал как «авторитарная премия» Вячеслава Бакулина, по его собственным словам, а он давно отошёл от дел серии, администраторы обратились к другим редакторам. Однако в середине 2019 года прежняя команда редакторов сменилась, а новая ещё не до конца вошла в курс дел. К счастью, осталась на посту редактора сеттинга Анна Калинкина, и она согласилась назначить лауреатов новой премии.

Как и название «Превосходная книга Вселенной», «Ядерный Артём» стал аллюзией на оригинальную премию «Ржавый Артём». Рассматривался также вариант «Радиоактивный Артём», но он звучал недостаточно броско. Также предполагались на первых порах смены названий отдельных номинаций, однако этого не произошло. По сравнению же с набором номинаций «Ржавого Артёма» добавились две новые: «Лучшее камео» и «Лучшая детская роль»[7]. Ниже приведена таблица всех номинаций — последний раз номинантов подобной премии объявляли на первом вручении «Ржавого Артёма» в рамках церемонии ЛКВ-2011.

Номинация Победитель Номинанты
«Лучшее описание мира» БакуГород семи ветров»)
«Лучший монстр» Создания ночи («Конклав тьмы»)
«Лучший злодей» Жанна («Муос. Падение»)
«Лучшее камео» Григорий Вартанян («Город семи ветров»)
«Лучшая детская роль» Мика («Питер. Битва близнецов»)
«Лучшая мужская роль второго плана» Садко («Эмбрион. Поединок»)
«Лучшая женская роль второго плана» Тана («Крыша мира»)
«Лучшая мужская роль» Хаунд («Преданный Пёс»)
«Лучшая женская роль» Охотница («Эмбрион. Поединок»)

Примечания