Den-icon.png

«Метро 2033: Логово» — роман, написанный Алексеем Дорониным в рамках «Вселенной Метро 2033». Выпущен в ноябре 2017 года. Восемьдесят четвёртая книга серии.

Аннотация

Отрезанный от всего мира, на севере Московской области пытается выжить маленький посёлок Мирный. Он обнесён стеной и состоит из модульных домов, герметичных и защищённых от радиации. Вроде бы маленькой колонии в сто с лишним человек ничего не угрожает, кроме безнадёги и медленной деградации. Запасов должно хватить ещё на десяток лет. Что делать дальше — никто не задумывается. Но внезапно люди начинают пропадать, просто уходя в никуда. Постепенно к жителям приходит понимание, что с этим местом и его окрестностями связана мрачная тайна, уходящая корнями в довоенное время. Но никто не представляет, насколько она ужасна.

Сюжет

Rad red.png
ВНИМАНИЕ! Осторожно, спойлеры!

Эксперимент

Примерно 20 мая 2013 года в вирусологический центр НИИ микробиологии Министерства обороны Российской Федерации поступает новый подопытный, заключённый Фёдор Скляров. Ему делают укол, от которого немеет рука. На следующий день берут анализы, и после всех унизительных процедур он слышит чьи-то пронзительные крики. Выясняется, что это обезьянки-резусы.

На шестой день Фёдору делают новый укол, после чего он теряет сознание. К этому времени у него уже начинает меняться световосприятие. К четырнадцатому дню стал меняться цвет кожи, улучшился слух. Говорить подопытному стало труднее.

Спустя четыре дня местные врачи, несмотря на страх перед изменившимся человеком, мучили Склярова прижиганием от специальной лампы. Даже сквозь непрозрачные очки заключённый смог разглядеть, что его кожа из серой становится иссиня-чёрной. А ещё спустя два дня его тело практически окончательно перестроилось, что сопровождалось невыносимой болью. Фёдор впервые приобщился к объединённому разуму таких же, как он, подопытных. Его мысли упростились, возникло желание вгрызться людям в глотки.

В день войны Фёдор подстраивает побег из вольеров, где его и младших собратьев держали в течение всего эксперимента. И он понимает, что теперь всё изменится.

Понедельник

Прошло больше двадцати лет. 24 октября Николая Малютина, живущего в посёлке Мирный, будит его до сих пор работающий смартфон, возвещающий о дне рождения хозяина. Николай решает удалить уведомления о днях рождения давно погибших знакомых и чересчур увлекается. Ему в дверь стучит староста посёлка, Глеб Семёныч Востряков. Он напоминает, что Малютин не выходил в караул днём ранее и должен пойти туда сегодня ночью.

Вечером, перед выходом в караул, Николай решает почитать ежедневник прежнего жителя дома. Мужчина обнаружил его в подвале-убежище за неделю до этого. Вскоре Малютин оставляет это дело и присоединяется к Жигану и Льву Тимуровичу, которые также заступили в караул. Они натыкаются на пожилую Галину Дмитриевну, вышедшую наружу без защиты. Пытаются понять, в чём дело, но с ней случается инсульт, и она падает на землю.

Вторник

Старуха не переживает ночь, и на утро её хоронят. Николай находит на кладбище, по указанию из дневника, тайник, где оказывается CD-диск с видеозаписями постъядерных Москвы и Сергиева Посада-6. На московской записи виден человек в противогазе и костюме химзащиты, а на подмосковной — отпечатки, напоминающие человеческие следы.

В посёлок возвращается охотник Никитич. Его сыновья пропали, сам он не в себе. Утверждает, что они убили летающую тварь. На поиски сыновей Никитича отправляется Николай, несмотря на поздний час. Он действительно обнаруживает труп мутанта, прикрепленный к прицепу модернизированной «Тойоты» охотника, однако следов его детей не находит.

Через какое-то время после возвращения Николай спохватывается, что забыл закрыть ворота. Он бежит, запирает их, отмечая, что дверь прикрыта, а была распахнута, но списывает всё на нервы. На обратном пути оказывается, что сосед, Тимофеев, зарубил свою жену, однако несёт какой-то бред про йети. Тимофеева запирают, а Малютин наконец-то возвращается к себе, где дочитывает дневник до последней записи, датируемой августом 2024 года, когда автор дневника решает покинуть Мирный последним из жителей.

Ночью случается буря, ломается ветрогенератор, и посёлок остаётся без света. Все, напуганные, собираются в Клубе. Им кажется, что извне отовсюду грозит опасность, что за окном бродят какие-то твари. В последнем Николай убеждается лично, однако ему никто, кроме маленькой девочки Леночки, которая тоже видела монстра, не верит.

Среда

Люди успокаиваются, когда на улице становится светло. Тридцать человек, надев ОЗК, выходят наружу и чинят ветряки. Пропавших ночью находят (или, по крайней мере, следы крови от них). К шашлычной «У Арама», где оставлен труп птеродактиля, выдвигается большой отряд, но мёртвое существо не находят, как и охотников.

Ближе к вечеру в посёлок прибывают первые за четыре года люди извне. Военные из бункера ПВО под Софрино.

Четверг

Николай с удивлением понимает, что помирился с Мариной-кладовщицей. Переживания последних дней укрепили связь между ними. Неожиданно в дверь начинают настойчиво стучать. На пороге, в сопровождении Жигана, оказывается трое военных. Им нужно поговорить с Малютиным.

Главные среди военных — полковник Пётр Бунчук и майор Токарев. Известие, что военные имеют отношение к системе ПВО, а не к частям РВСН, немного успокаивает Николая. Однако впоследствии он начинает подозревать, что майор и часть людей не подчиняется полковнику, а значит, могут быть из других вооружённых сил.

Военные намереваются попасть в вирусологический центр НИИ микробиологии МО РФ, то есть в Сергиев Посад-6, или Вакцину. Оттуда они то и дело получают странный сигнал «0321-0669», который непонятно что означает.

Ближе к вечеру военные почти в полном составе, оставив в Мирном лишь несколько человек и взяв с собой Малютина, добираются до научного центра. Когда идут к его корпусам, на них внезапно нападает стая псов. Отбившись от мутантов, люди принимаются за разведку корпусов. Николаю достаётся административный, который он должен исследовать в одиночку.

Не найдя ничего интересного в здании, Малютин возвращается к военным. За едой они рассказывают проводнику немного про жизнь в Софрино, после чего ложатся спать.

Пятница

Утро начинается с того, что военные перехватывают знакомый сигнал. Им остаётся проверить только шестой корпус, но, когда они туда приходят, там уже никого нет. Людей удивляет, что на полке находятся книги для детей. Полковник настаивает поискать неприкосновенный запас и уходить, однако Токарев тянет время.

Под корпусом отряд находит убежище, но вскрыть не могут. Из-за ливня военные решают пересидеть ещё день. За Николаем теперь приглядывает снайпер Якут. Ночью Малютин ухитряется подняться на третий этаж, где ещё при свете дня заметил отделение радиобиологии, что сильно удивило его, и он решил исследовать его внимательно.

Якут замечает, что проводника долго нет и в компании двух солдат находят его в отделении. Якуту не нравится, что Малютин, в прошлом кандидат биологических наук, что-то высматривал здесь. Его ведут обратно, когда на них нападает человекоподобный мутант и убивает солдат. Николаю удаётся спуститься вниз, но здесь он видит лишь поле боя и трупы. В последний момент он замечает, что выжившие смогли открыть бункер и спрятаться там. Николай забегает внутрь, что не особо устраивает Токарева, но полковник замечает, что от майора вреда больше.

В убежище находятся люди, семья, из которой только девушка Маша оказывается более-менее в порядке. Их захватили в плен в городе Пушкино, где они обитали на подземной парковке городской администрации. Также в убежище находят труп одного из серых монстров, которого биолог принимается изучать.

Ночью бункер взламывают живые «серые», завязывается очередной бой не в пользу людей. Пробуждается Николай уже в отделении радиобиологии, где ему один из мутантов делает укол, от которого немеет рука.

Суббота

Николай сидит взаперти вместе с сержантом Воробьёвым и полумёртвыми солдатами Жекой и Серёгой. В своей камере биолог находит блокнот предыдущего пленника, Петра Свечникова, откуда узнаёт, что «серые» издают некий рече-крик, угнетающе воздействующий на психику людей. Поэтому, когда монстры приводят новую пленницу (ей оказывается Маша), Малютин не теряет самообладания, заложив уши кусочками поролона.

Маша называет «серых» йети или «этими». Также она сообщает, что монстры привели в научный центр множество новых пленников, однако биолог придаёт этому мало значения на то время.

Позже Малютину помогает сбежать один из «серых», который называет себя Большеголовым. Его не устраивает поведение сородичей, он не считает нужным убивать людей ради пропитания. Николаю удаётся улизнуть от других «йети». Их убивает из СВД майор Токарев, засевший в соседнем доме.

Воскресенье

Токарев оказывается не в себе, он считает Малютина предателем вида и что он скоро станет одним из «серых». Майор уже собирается выстрелить в биолога, как появляется Большеголовый и сворачивает военному шею, тем самым повторно спасая человека. Мутант просит человека показать ему путь в Африку, изображённую на обложке старого журнала, но Николай объясняет, что там всё почти так же, как здесь. Малютин замечает ISSN-индекс выпуска: «0321-0669» — и осознаёт, что именно Большеголовый был тем самым радистом, отправлявшим загадочный сигнал. Слегка разочарованный «серый» предлагает безопасный путь отступления, но Николай решает вернуться в Мирный на велосипеде, который находился рядом.

На полпути к Сергиеву Посаду за велосипедом увязывается стая псов, и Николай случайно попадает в разлившийся пруд Сизиниха. Вовремя очнувшись, Малютин выбирается из воды и оглядывается. Велосипед сломан. Обитающий в пруду улиткоспрут способен наводить морок на жертв. Именно он расквитался со стаей, а значит, человеку лучше держаться подальше от этого места.

Биолог добирается, наконец, до Мирного, и тут понимает, что упомянутые Машей пленники были отсюда, а не из какой-то чужой деревни. Николай решает уничтожить Логово — так «серые» назвали научный центр, где были созданы и обитали. Как следует вооружившись и запасшись рыбой, Малютин берёт новый велосипед взамен сломавшегося старого.

Снова понедельник

В Сергиевом Посаде биолог привлекает рыбой новую стаю псов. Возле лабораторного корпуса стоят пленники из Мирного. Их вот-вот собираются убить монстры, и Жигана даже успевают прикончить, но в бой вступают псы и Николай. Ему помогает Большеголовый. С помощью взрывчатки, припасённой покойным Токаревым, Николай подрывает Логово вместе с оставшимися тварями. Во взрыве по собственной воле погибает и Большеголовый. Биолог понимает, что он пожертвовал собой, так как осознал, что его вид обречён.

Малютин собирается вернуться в посёлок, ещё не понимая, почему у него не болят руки, а в темноте всё прекрасно видит.

Начало ноября

Через пару дней Николай добирается до Мирного. Он видит Марину, Семёныча и прочих людей в Клубе, но понимает, что его больше там не примут. Он изменился, стал таким же, как «серые». Малютин смиряется с неизбежным и поворачивает к Москве, желая узнать её тайны.

Персонажи

Жители Мирного

  • Николай «Микроскоп» Малютин — главный герой романа. Кандидат биологических наук, бывший аспирант. Становится «серым».
  • Вася Слепаков — дизелист, механик родом из Долгопрудного. Его находят с перерезанным горлом в среду.
  • Глеб Семёнович Востряков (Семёныч) — староста посёлка.
  • Марина — кладовщица, возлюбленная Николая.
  • Данила «Жиган» Антонов — хамовитый тип. Один из «серых» убивает его.
  • Лев Тимурович — зубной врач до войны и доктор посёлка. Погиб во время нападения «серых».
  • Никитич — охотник Мирного. Охотился вместе с сыновьями Борей и Лёхой Колосковыми. Раздобыл в 2033 году и восстановил фотоаппарат «Полароид», сделал снимок, а после вместе с сыновьями завалил демона. В тот же день сыновья пропадают из-за зова «серых», охотник сходит с ума и вскоре тоже уходит вслед за ними. Все Колосковы гибнут.
  • Тимофеев — один из первых жителей Мирного, увидевших «йети». Из-за него убивает свою жену, а позже вешается в темнице.
  • Олеся Сабитова — повариха-вдова, приветила сержанта Воробьёва. Поняла, что военные находились немало времени под воздействием радиации.
  • Максим Бураков — первый помощник Семёныча.
  • Петрович — второй помощник Семёныча.
  • Петровна — жительница посёлка. Однажды вешалась, но её, судя по всему, спасли.
  • Жека Пономарёв с женой, Колька Никулин — пропавшие жители посёлка. Ушли на зов «серых».
  • Галина Дмитриевна — пожилая женщина, ушедшая из посёлка из понедельник. Когда караул, где был Николай, находит её, с ней случается инсульт, и она умирает.
  • Ольга — дочь Галины Дмитриевны.
  • Надя — фермерша с истеричным характером. В прошлом секретарша. «Йети» убивает её на ферме в ночь со вторника на среду.
  • Леночка — почти лысая девочка шести лет с родимым пятном на пол-лица и с землистой кожей. Путает «р» и «л». Видела «йети» за окном Клуба.
  • Михал-Михалыч — самый старый житель посёлка. Вероятно, погиб.
  • Мария Фёдоровна — самая старая жительница посёлка, но на десять лет младше Михал-Михалыча. Вероятно, погибла.
  • Пётр — часовой в посёлке Мирный в день нападения, отслужил до войны в армии. Погиб от рук «серых».

Военные

  • майор Роман Альбертович Токарев — подозрительный к Николаю офицер, в прошлом охранявший тайны вирусологического центра при Минобороны. Большеголовый сворачивает ему шею, спасая Николая.
  • полковник Пётр Сергеевич Бунчук — лидер военных из бункера сил ПВО под Софрино. «Серые» подвешивают и убивают офицера. В его кепке позже какое-то время расхаживал Вождь.
  • старший сержант Воробьёв — сильный здоровяк, уверенный в себе человек. Теряет уверенность, попав в вольеры «серых». В результате погибает.
  • Боцман — солдат, увлекавшийся рыбалкой. Рассказал Николаю про судьбу женщин в их бункере. Позже был растерзан псами.
  • Якут — снайпер родом из Якутии. Был приставлен следить за Николаем. Убит «серым».
  • Михаил «Потап» Потапов — бородатый радист. Убит «серыми».
  • Юрий — слесарь-сапёр. Погиб.
  • Паша — дозиметрист. Погиб.
  • сержант Габидуллин, Шульц, Карась, Длинный, Комаров, Джигит, Борис — солдаты. Все погибли от рук «серых», за исключением сержанта, которого растерзали псы.
  • Серый (Серёга) — один из пленников «серых». Серёгой его называл только Воробьёв. Скончался от укола псевдовируса.
  • Жека — один из пленников «серых». Скончался от укола псевдовируса.

Прочие

  • Маша — пленница, жившая ранее в Пушкино. Была пленена вместе с отцом и братом по имени Лёша, но отец вскоре погибает от укола псевдовируса, а Лёша сходит с ума и гибнет при нападении «серых».
  • Фёдор Скляров (Вождь) — маньяк-душитель из Южного Бутова. Был переведён из тюрьмы в вирусологический центр для участия в эксперименте. Самый старший подопытный. Стал лидером «серых» после преображения и побега, сохранив остатки разума. Уничтожен вместе с остальными «серыми» при взрыве.
  • Андрюша (Большеголовый) — умственно отсталый мальчик, ставший подопытным в эксперименте. После преображения сохранил разум и человеколюбие. Изучил радиодело, интересовался окружающим миром. Добровольно ушёл из жизни, взорвавшись с собратьями.
  • Павел Петрович — старший врач, занимавшийся экспериментом в рамках проекта «Биоморф». Любил вставлять шутки в речь. Погиб во время побега «серых» в день войны.
  • Дима — младший коллега Павла Петровича. Сыпал научными терминами. Погиб во время побега «серых» в день войны.
  • Петя — помощник Павла Петровича и Димы. Бил Фёдора, когда тот не следовал их указаниям.

Интересные факты

  • Рабочее название — «Биоморф». Так называется проект, в рамках которого создали «серых».
  • На обложке изображён сам автор в образе Николая Малютина.
  • Тем не менее, Алексей Доронин не списывал героя с себя.
  • Образом Николая Малютина автор показывает, что люди науки тоже могут быть полезны и сильны в условиях выживания в рухнувшем мире.
  • Сергиев Посад был выбран Алексеем как наиболее отвечающий задумке город.
  • Убранство вирусологического центра НИИ микробиологии МО РФ целиком и полностью придумано автором, хотя сам центр действительно существует.
  • В интерлюдиях фигурируют события, довольно отдалённые как по месту действия, так и сюжетно. Среди них Москва и Охотское море.
  • Обладатель третьего места в ЛКВ-2017 и награды «Ржавый Артём» (2017) в номинации «Лучший монстр» за образ «серых».
п • о • р «Логово»
Персонажи Николай Малютин • Роман Токарев • Фёдор Скляров • Большеголовый • Марина • Семёныч • Вася Слепаков • Жиган • Лев Тимурович • Никитич • Тимофеев • Олеся Сабитова • Пётр Бунчук • Воробьёв • Якут • Боцман • Маша • остальные
Существа «Серые» • Псы • Птеродактили • Упыри • Крысы • Бурёнки • Улиткоспрут • Караси-пираньи • Левиафан
Локации Московская область: Сергиево-Посадский район • Мирный • Сергиев Посад • Сергиев Посад-6 • Сизиниха • У Арама • Софрино • Пушкино
В интерлюдиях: Москва • Тихий океан • Охотское море
Наука и техника Проект «Биоморф» • Борт 12-А4 • Lenovo
Оружие Сайга • Гюрза • АПС • ИЖ-71 • АК-74 • СВД • ТТ • СЗГ «Заря»
Алексей Доронин • Михаил Пантелеев • Леонид Добкач • Вселенная Метро 2033
п • о • р «Вселенная Метро 2033»
Отдельные романы Путевые знаки • Выход силой • Мраморный рай • Война кротов • Безымянка • Британия • Слепящая пустота • Изнанка мира • Слепцы • Белый барс • Отступник • Код зверя • Гонка по кругу • Выборг • Чужими глазами • Грань человечности • Степной дракон • Перекрёстки судьбы • Логово • Ящик Пандоры • Бег по краю • Нити Ариадны • Стальной остров • Парад-алле • Зима милосердия • Кочевник • Город семи ветров • Сетунь • Аркаим • Защита Ковача • Клетка • Цена свободы • Крысиный король • Свидетели Чистилища • Achromatopsja
Тетралогии Конституция апокалипсиса (Право на силу • Право на жизнь • Право на месть • Без права на ошибку) • Атлантическая одиссея (Ледяной плен • Последний поход • Путь проклятых • Слепая тропа)
Трилогии Тени Пост-Петербурга (К свету • Во мрак • За горизонт) • Полуостров надежды (Север • Осада рая • Дочь небесного духа) • Голоса выжженных земель (Сёстры печали • Ниже ада • Обитель снов) • Под-Московье (Станция-призрак • Царство крыс • Кошки-мышки) • Герои нашего времени (Стоящий у двери • Ничей • Демон-хранитель) • Крым. Последняя надежда (Крым • Крым-2 • Крым-3) • Вотчина сказок (Мутант • Подземный Доктор • Хозяин города монстров) • Московские тайны (Хозяин Яузы • Обмануть судьбу • Спастись от себя) • Оккервиль (Третья сила • Площадь Мужества • Ладога) • Берилловый город (Изоляция • Нас больше нет • Призраки прошлого)
Трилогии 18+ Питер. Подземный блюз (Питер • Питер. Война • Питер. Битва близнецов) • Бессолнечная Италия (Корни небес • Крестовый поход детей • Конклав тьмы) • Муос. Тёмное будущее (Муос • Муос. Чистилище • Муос. Падение) • Дорога стали (Дорога стали и надежды • К далёкому синему морю • За ледяными облаками) • Дух свободы (Рождённые ползать • Летящий вдаль • Черноморье) • Новая Польша (Бездна • Wieża • Riese) • Эра безумия (На краю пропасти • Приют забытых душ • Смерть октановых богов) • Эмбрион (Эмбрион. Начало • Эмбрион. Поединок • Эмбрион. Слияние)
Дилогии Потаённые страхи (Муранча • Из глубин) • Одарённые (Санитары • Тёмная мишень) • Тайны следствия (Свидетель • Царица ночи) • Смоленский рай (Измеритель • Лешие не умирают) • На поверхности Москвы (Пасынки Третьего Рима • Джульетта без имени) • Хроники мёртвых (Обратный отсчёт • Воскрешая мёртвых) • Рабы не мы (Дворец для рабов • Уроборос) • Тайна третьей ветки (Красный вариант • Затерянный клан) • Пёс против зверья (Злой Пёс • Преданный Пёс) • Крыша мира. Посредник (Крыша мира • Крыша мира. Карфаген) • Реактор. Период полураспада (Реактор • Реактор-2) • О Единомыслящих (Район обетованный • Człowiek obiecany) • Париж (Rive Gauche • Rive Droite)
Франшизы Именем революции (Харам Бурум • Московские туннели (Тёмные туннели • В интересах революции • Непогребённые) ) • Рублёвка. Чего стоит Империя (Рублёвка • Рублёвка-2 • Рублёвка-3) • Высшая сила) • От края до края (Странник • Наследие предков • Край земли • Край земли-2) • Монстры апокалипсиса (Увидеть солнце • Голод • Пифия. Дрожь земли (Пифия • Пифия-2)) • Русские антологии (Последнее убежище • Сумрак в конце туннеля • Сказки Апокалипсиса • О чём молчат выжившие • Холодное пламя жизни • Они не те, кем кажутся) • Польские антологии (В свете костра • Шёпоты убиенных • Эхо умершего мира • В руинах) • Сталкерам тут не место (Переход. В один конец (Переход • Переход-2) • На пепелищах наших домов) • Громче грома (Спящий страж • Свора)