Метропедия
Advertisement

Золотые ворота (укр. Золоті́ воро́та) — станция Киевского метрополитена. Расположена на Сырецко-Печёрской линии. В мире «Метро 2033» входит в состав Креста. Впервые описывается в романе Сергея Недоруба «Красный вариант».

Описание

Станция открыта 31 декабря 1989 года в составе первой очереди строительства Сырецко-Печерской линии. Название получила от исторического объекта, расположенного рядом со станцией.

С 2011 года мозаики станции имеют статус «только что выявленный объект культурного наследия», памятник архитектуры и градостроительства, монументального искусства.

Колонная станция глубокого заложения. Имеет три подземных зала — средний и два зала с посадочными платформами. Залы станции разделены между собой двумя рядами колонн. Средний зал соединен с наземным вестибюлем при помощи эскалаторного тоннеля. По причине глубокого залегания станции эскалаторный спуск разделён на две части, с промежуточным залом в средней части. Станция весьма красива и сделана в стиле древнерусских белокаменных княжеских палат. Для украшения станции использовалась мозаика на сводах и стилизованные под старину светильники.

Изначальный проект станции, предложенный до начала конкурса, представлял собой достаточно сдержанную, утилитарную станцию, оформленную в белых тонах.

Высота свода центрального зала станции увеличена, вместо пилонов использованы сравнительно невысокие цилиндрические мощные колонны, облицованные белым мрамором. Из этого же мрамора сделаны и лекальные капители. Белый свод центрального зала разделён диаметральными мозаичными полосами из смальты с кирпичными расшивками. В просветах между полосами установлены бронзовые двухуровневые люстры (автор — М. Ралко) с 12 световыми группами в каждой, покрытые орнаментами.

Своды проходов на платформы подчёркнуты кирпичной окантовкой, между которой — мозаичные изображения князей Киевской Руси, церквей Киева и сложных орнаментов. Ни одна из этих смальтовых мозаик не повторяется. Если следовать от арки до арки, можно проследить, кто был правителем Киева от XI до XIII века.

Путевые стены платформ облицованы комбинированными элементами из бело-жёлтого мрамора, а названия станции, размещённые на них, выложены из металлических букв с уклоном в древнерусскую стилистику. Со стороны платформы над капителями колонн сделаны круглые кирпичные вставки, в которых размещены светильники-канделябры.

Стены проходов к обоим эскалаторам облицованы белым мрамором с кирпичными расшивками, на правой стене со стороны выхода в город — бронзовая табличка об открытии станции и авторском коллективе. Над эскалаторными порталами — мозаичные панно, подсвеченные светильниками.

Промежуточный межмаршевый эскалаторный зал имеет цилиндрическую форму. Стены зала — мраморные с кирпичной кладкой, в которой выложены ниши, чередующиеся с кованными вентиляционными решётками. Карниз купола зала сделан из кирпича с широкой мозаичной лентой.

Благодаря своему оформлению станция метро «Золотые ворота» попала на 11 место в рейтинге самых красивых станций мира за 2011 год (туристическое издание Bootsnall). В 2012 году станция вошла в список из 22 самых красивых станций метрополитена Европы (по версии Daily Telegraph).

В мире «Метро 2033»

Близлежащие тоннели оборудованы под грибные плантации, так что станцию можно назвать фермой. После отказа от идеи расширить Датаполис на Кловскую, руководство Креста рассматривало вариант присоединить к столичному району Золотые ворота. Однако Метроград выступил против расширения, и столица осталась в пределах пересадочного узла.

Ссылки

Advertisement