Metro 2033-icon.png

Великий Червь — существо мира Метро.

Описание

«
— А кто это, Великий Червь?

— Великий Червь делает землю. Делает мир, делает человека.

— Диалог Артёма и Дрона
»

Великий Червь — реальное[1], но не сверхразумное и не всемогущее существо, создавшее мир, как считают Червепоклонники, а огромный мутант. Диаметр тела Великого червя равен диаметру туннелей метро. Великий Червь является объектом поклонения секты с «Парка Победы», в честь которого они и дали себе название. Один из жрецов червепоклонников специально выдумал Великого Червя, чтобы его люди обрели свою, новую веру в нового бога, который, по его словам, и сотворил Землю. Исключение составляет только техника, созданная человеком в насмешку над всемогуществом Великого червя и в доказательство, что мир якобы принадлежит не Червю, а им. Катастрофа явилась следствием того, что Великий Червь покарал людей за такую гордыню.

Как оказывается из романа «Метро 2033», образ «Великого Червя» представляет собой длинный поезд, находящийся недалеко от «Парка Победы», в Метро-2. Главный герой Артём, отставший от остальной группы рейнджеров Мельника, видит в конце бокового ответвления что-то огромное, с грохотом проходящее по параллельному туннелю. В одной из версий (помимо проезжающего поезда) Артём полагает, что это по туннелю и перемещался Великий Червь.

Rad red.png
ВНИМАНИЕ! Осторожно, спойлеры!

На самом же деле, Великий Червь более чем реален и существовал всегда. Это существо представляет собой гигантскую многоножку-мутанта с гигантской пастью, обитавшую глубоко под землёй. Его приближение сектанты заметили первыми. Движения Червя образует вторичные подземные толчки — «афтершоки», происходящие в некоторых уголках Московского метрополитена, и негативно влияющие на станции метро и их обитателей.

Предание о Великом Черве

Сотворение мира и первой жизни

Согласно преданию червепоклонников, когда-то весь мир состоял из камня, причём ни воздуха, ни воды, ни света, ни огня, ни живых организмов не существовало — был лишь один камень. Тогда в этом камне — в центре мира — поселился Великий Червь. Он сказал: «Этот мир будет моим. Он сделан из твёрдого камня, но я прогрызу через него свои ходы. Он холоден, но я согрею его теплом своего тела. Он темен, но я освещу его светом моих глаз. Он мертв, но я населю его своими созданиями. Всё будет так, как я сказал, потому что этот мир отныне мой».

Он выполнил своё обещание: начал грызть ходы через твёрдый камень, и этот камень в его утробе размягчился, его смочили слюна и сок, и камень стал живым, начав родить грибы. Тысячи лет он грыз камень, и, наконец, ходы Великого Червя прошли сквозь всю землю. Таким образом, первая работа Червя была окончена.

Червь сказал: «Вот, прогрыз я сквозь твердый камень тысячи тысяч ходов, и рассыпался камень в крошку. И прошла крошка сквозь мою утробу, и пропиталась соком моей жизни, и сама стала живой. И раньше занимал камень все место в мире, а теперь появилось место пустое. Теперь есть место для моих детей, которых рожу». Тогда из чрева Червя вышли первые создания, имена которых ныне не помнят. Они были большими и сильными, напоминая самого Великого Червя. Создатель полюбил их. Но, поскольку Червь не создал воду, эти существа вымерли от жажды. Великий Червь опечалился. До этого ему неведомо было чувство печали, поскольку до этого он никого никогда не любил; а теперь, создав новую жизнь, Червь сильно полюбил её.

Вторая попытка сотворения жизни

Великий Червь начал плакать, и слёзы его заполонили мир. Так появилась вода. И Создатель сказал: «Вот, теперь есть и место, чтобы жить в нем, и вода, чтобы пить ее. И земля, напитанная соком моей утробы, живая, и родит грибы. Создам теперь тварей, порожу детей своих. Они будут жить в ходах, которые я прогрыз, и пить слезы мои, и есть грибы, взросшие на соке моей утробы». И он осуществил свой план, побоявшись, однако, делать таких же больших и сильных существ, как раньше, поскольку опасался, что им не хватит воды и места для жизни. Великий червь создал жизнь в следующей последовательности: блох, крыс, кошек, кур, собак, свиней и, в последнюю очередь, человека. Человек стал единственным существом, обладающим разумом, поэтому создатель любил его больше остальных своих детей.

Но продолжению планов Великого Червя не суждено было осуществиться: блохи стали пить кровь, кошки — есть крыс, крысы — грызть куриц, собаки — душить кошек, а человек убивал их всех и ел. И, когда человек впервые убил и съел другого человека, создатель понял, что дети оказались недостойны его, и заплакал. С тех пор каждый раз, когда человек ест другого человека, Великий Червь плачет; его слёзы текут по созданным им ходам, затапливая их.

Жизнь людей в отсутствии Червя

Великий червь наказал людям, чтобы они жили в мире с собой, в мире с землёй, в мире с жизнью и всеми тварями, и чтобы люди почитали его. После этого Червь ушёл в самые недра Земли, пообещав, что однажды он вернётся, и наказав делать так, как если бы он был рядом. Люди поначалу выполняли волю Червя, передавая его желание своим потомкам. Но через многие поколения люди стали постепенно отступать от воли Червя, переставать соблюдать его заветы и делать всё так, как сами хотели. Наконец, появились те, кто сказал, что Великого Червя не существует и никогда не было. Другие ждали, что Великий Червь вернётся и накажет их: спалит их светом своих глаз, поест их тела и обвалит ходы, в которых они живут. Однако Великий червь ничего не предпринимал, а только плакал о людях. Его слёзы поднимались из глубины и подтапливали верхние ходы.

В конце концов, люди сказали, что их никто не сотворил, они были всегда; весь мир принадлежит им, и ходы в камне сделал не Великий червь, а сами они и их предки. Они стали убивать созданий, которых создал Великий червь, демонстрируя, что создания эти предназначены для того, чтобы утолить голод человека. Затем людьми были созданы машины, чтобы убивать можно было быстрее и легче, чтобы подчинить мир Великого червя себе. После этого создатель всё равно не поднялся из глубин, в которых обитал. Тогда люди пошли дальше — в насмешку над Червем они создали поезда, повторяющие его обличье, и зашли в нутро этих машин. Тем самым они продемонстрировали, что сами могут управлять Великим червем, и не одним, а десятками. Из очей таких Червей также бьёт свет, и гремит гром, когда они движутся, и из их нутра также выходят люди.

Но и этого людям оказалось недостаточно, чтобы надругаться над Великим Червем. Они создали оружие, исторгающие пламя, плюющееся железом и рвущее землю на части. С помощью этого оружия они стали разрушать землю и убивать всех живых существ. Тогда терпение Великого Червя закончилось: он отобрал разум у людей, и их охватило безумие. Они обратили оружие друг против друга и стали друг друга уничтожать, не помня уже, зачем делают это, и неспособные остановиться. Так, Великий Червь покарал человека за его гордыню.

Несмотря на это, оставались люди, которые не отреклись от Великого Червя и жили в мире с землёй, отказавшись от машин и света. Они спаслись, и Великий червь не забыл им их верность. Он сохранил им разум и обещал отдать весь мир, когда враги падут.

А враги Великого Червя до сих пор живут в прорытых им ходах, потому что иного выбора у них нет. Несмотря на трагедию, эти люди продолжают боготворить свои машины. Великий Червь же всё ещё терпит их, но его терпение не безгранично. Согласно предсказанию, однажды Великий Червь призовёт на помощь реки, землю и воздух. «И просядет толща земная, и ринутся потоки бурлящие, и будет тёмное сердце врага низвергнуто в небытие. И тогда, наконец, восторжествует праведный, и будет счастье доброму, и жизнь без болезни, и грибов без конца, и всякий скот в изобилии».

Заметки

  • Ранее предполагалось, что Великий Червь — выдумка, придуманная одним из жрецов червепоклонников во время создания секты, но, согласно роману «Пифия», Червь существует на самом деле, но является не богоподобным существом, а мутантом исполинских размеров.
  • Именно из-за Великого Червя загадочным образом вымерла станция «Полежаевская» и померли почти все куры «Киевской-кольцевой».

Галерея

Появление

Великий Червь упоминается в «Метро 2033» и «Метро 2035», а также в браузерном приложении ВКонтакте. Впервые появляется в романе «Пифия», а в его продолжении представлен своим демоном-хранителем.

Примечание

  1. Согласно роману «Пифия»
п • о • р «Метро 2033»
Персонажи Артём • Мельник • Хан • Бурбон • Туз • Ульман • Хантер • Михаил Порфирьевич • Ванечка • Русаков • Фёдор • Лумумба • Банзай • Марк Савёлов • Тимофей • Данила • Десятый • Антон • Олег • Павел • Александр Сухой • Пётр Андреевич • Андрей Аркадьевич • Кирилл • Женька • Борис • Никита Васильевич • Александр Каляпин • Ленка • Колян • Константин Алексеевич • Господин комендант • Арсений • Руслан • Лёха • Павел Николаевич • Попов • Ломако • Иоанн • Давид • Сергей Андреевич • Евгений Дмитриевич • Ивашов • Виктор Турманец • Старейшина • Сергеевич • Аркадий Семёнович • Катерина • Елена • Третьяк • Саныч • Жрец • Дрон • Вован • Шарап • Вартан • Делягин • Оганесян • Ломов • Коля • Леонид Петрович • Алексей Звонарёв • Виталик-Заноза • Мама Артёма • Михай • Анатолий • Стакан • Рыжий • Комбат • Пётр • Ахмед • Георгий Твалтвадзе • Валерий Логинов • Андрей Москвин • Яков Иосифович • Антон Петрович • Вася • Наташа • Кулак • Гром • Иван Михайлович • Выжившая
Существа и болезни Чёрные • Птеродактили • Приезжие • Библиотекари • Лианы • Стражи • Собаки • Великий червь • Биомасса • Свиньи • Щенок • Карацюпа • Ракета • Пират • Пушок • Кошки • Чума
Локации Московский метрополитен: ВДНХ • Алексеевская • Рижская • Ботанический сад • Проспект Мира (радиальная, кольцевая) • Сухаревская • Тургеневская • Китай-город • Кузнецкий Мост • Пушкинская • Тверская • Павелецкая (радиальная, кольцевая) • Добрынинская • Серпуховская • Сторожевая Башня • Полянка • Боровицкая • Арбатская (синяя, голубая) • Зал Заседаний • Александровский сад • Библиотека имени Ленина • Смоленская (синяя, голубая) • Киевская (синяя, кольцевая, филёвская) • Парк Победы • Славянский бульвар • Маяковская • Белорусская (радиальная, кольцевая) • Свиблово • Бабушкинская • Медведково • Площадь Революции • Чистые пруды • Авиамоторная • Площадь Ильича • Римская • Печатники • Дубровка • Кантемировская • Тульская • Нагатинская • Нагорная • Нахимовский проспект • Севастопольская • Полежаевская • Беговая • Улица 1905 года • Баррикадная • Октябрьское поле • Тимирязевская • Дмитровская • Савёловская • Сретенский бульвар • Трубная • Цветной бульвар • Университет • Проспект Вернадского • Юго-Западная • Воробьёвы горы • Третьяковская • Новокузнецкая • Войковская • Сокол • Аэропорт • Динамо • Курская
Метро-2: Д-6 • Совмин • Генштаб • Кремль
Москва: Ботанический сад • Павелецкий вокзал • Курчатовский институт • Великая Библиотека • Храм Христа Спасителя • Смоленский метромост • Останкинская телебашня • Улей Чёрных • Московский Кремль
Организации Содружество ВДНХ • Ганза • Красная Линия (КГБ, Интерстанционал) • Организованная преступность • Техники • Изумрудный Город • Четвёртый Рейх • Конфедерация 1905 года • Сатанисты • Полис (Кшатрии, Брамины, Вайшьи, Шудры, Совет) • Орден (группа Мельника) • Первая Интернациональная Бригада имени Че Гевары • Свидетели Иеговы • Арбатская Конфедерация • Кришнаиты • Червепоклонники • Фермы и фактории • Антикоммунистическая коалиция • Невидимые Наблюдатели • Сталкеры
Аномалии Голос труб • Кремлёвская звезда
Техника и Технологии Моторизованная дрезина • Ручная дрезина • Машина Ордена • Смерч • Станционные часы • Поезда
Оружие ТТ • Калаш • АПС • АК-47 • АКСУ • СВД • Печенег • ПМ • Коктейль Молотова • Дымовая граната • Ручной огнемёт
Снаряжение Лазерный прицел • Прибор ночного видения
Экономика Патроны • Шампиньоны • Грибной чай
Культура Крысиные бега • Новости метро • Дневник выжившей
Предметы Книга Прошлого • Книга Настоящего • Книга Будущего • Гильза Хантера
События Мировой ядерный конфликт • Война в Московском метрополитене
Дмитрий Глуховский • Илья Яцкевич • Евангелие от Артёма • Вселенная Метро 2033